Ростелеком оспорил решение суда о блокировке Википедии, Кинопоиска и Яндекса

Фьючерсы на индексы Уолл-стрит снижаются на отчетностях из США



Фонд iTech Capital купил миноритарную долю сайта - агрегатора авиабилетов Aviasales.ru

Инвестфонд iTech Capital приобрел за $10 млн миноритарную долю в компании - владельце сервиса Aviasales.ru, объявили вчера обе стороны сделки. Два представителя фонда - управляющий партнер iTech Capital Глеб Давидюк и инвестиционный менеджер Илья Баландин - вошли в совет директоров Aviasales. Этот сервис собирает предложения трансагентств и авиакомпаний и позволяет интернет-пользователям находить дешевые предложения по авиаперелетам, а его дочерний проект Hotellook.ru - сравнивать цены на отели.

Раньше СМИ сообщали об оценке Aviasales в $65 млн, вчера ее подтвердил «Ведомостям» близкий к сделке источник.

Ежемесячная аудитория Aviasales.ru превышает 4 млн пользователей, свидетельствуют данные Google Analytics; по данным сервиса статистики Liveinternet.ru, этот сайт входит в топ-200 сайтов рунета. iTech Capital оценивал Aviasales.ru по принятым в отрасли мультипликаторам с некоторой поправкой на то, что речь идет о лидере быстро растущего рынка, сказал «Ведомостям» Баландин. Бизнес-модель у Aviasales.ru та же, что у общемировых лидеров вроде сервиса Kayak. Разница лишь в структуре выручки: у Kayak комиссионные выплаты авиакомпаний и онлайн-агентств составляют 48% (остальное приносит реклама на сайте и в мобильных приложениях), а у Aviasales - 80%.

Компания получает от продавцов 2-2,5% от стоимости проданных ее пользователям авиабилетов, несмотря на то что авиакомпании предпочитают платить агрегаторам не отчисления от стоимости, а фиксированную сумму, продолжает Баландин. В прошлом году через Aviasales.ru было продано свыше 2 млн билетов. Россияне покупают билеты на самолеты в интернете только в 11-13% случаев, а в Европе через интернет продается каждый третий билет, т. е. потенциал для роста огромен, уверен Баландин. Стратегия развития Aviasales предусматривает географическую экспансию, развитие отельного направления и наращивание доли выручки от продажи рекламы, добавляет он.

Бизнес Aviasales растет более чем на 100% в год и партнерство с iTech Capital позволит сохранить темпы роста, цитирует пресс-релиз слова основателя сервиса Константина Калинова. Как пояснил представитель компании Янис Дзенис, все $10 млн пойдут на развитие бизнеса - продвижение сервисов и выход на новые рынки. Например, в Таиланде, где находится штаб-квартира Aviasales, до сих пор нет популярного сайта - агрегатора авиабилетов и компания рассчитывает занять серьезные позиции в этой стране, говорит Дзенис. Он уточняет, что Aviasales удалось договориться даже с авиадискаунтерами, которые традиционно не сотрудничают с поисковыми сервисами билетов, - например, с EasyJet, Ryanair и AirAsia. При продаже билетов этих авиакомпаний Aviasales ничего не получает, говорит Дзенис, но благодаря присутствию дискаунтеров на ее сайте растут продажи и других билетов. По его словам, инвестиции iTech позволят расширить партнерство с дискаунтерами.

Aviasales заслужит оценку в $65 млн через какое-то время, но определенно не сегодня, считает управляющий директор Kayak.ru Андрей Вербицкий. На ранних этапах Aviasales демонстрировал хорошие темпы роста и высокую эффективность, но Вербицкий сомневается, что компания сможет сохранить эти показатели роста на более насыщенном рынке. Хотя сам факт того, что Aviasales приносит прибыль, - «огромное достижение для всей российской отрасли online-travel», говорит Вербицкий.

Ранее Aviasales объявлял, что в 2013 г. продал авиабилеты на $400 млн. При комиссии в 2% и наличии рекламных доходов в 20% от выручки все доходы компании за прошлый год могли составить около 300 млн руб., подсчитал гендиректор Ozon.Travel Дмитрий Яковлев. Справедливую стоимость бизнеса Aviasales он оценить затруднился, но согласен: это крупнейший сервис по поиску авиабилетов рунета.