Выручка сегмента «дистрибуция» группы «Протек» (основная компания - одноименный дистрибутор; помимо дистрибуции группа занимается также производством и розницей) в 2013 г. выросла на 8,7% до 118,8 млрд руб., сообщила компания. В 2012 г. выручка сегмента «дистрибуция» «Протека» выросла на 16,3%, в первом полугодии 2013 г. - на 15,5%, сообщала компания. Рост сегмента постепенно снижается из-за увеличения конкуренции и снижения доходности, приведены в сообщении слова президента группы Вадима Музяева.
Конкуренция усиливается, согласны два других крупных дистрибутора - совладелец «Катрена» Леонид Конобеев и представитель «СИА интернейшнл» Иван Преображенский (эти компании еще не отчитывались за 2013 г. - «Ведомости»). Рост рынка замедлился: если раньше он ежегодно составлял 16-17%, то в 2013 г. - около 10%, объясняет Конобеев. Темпы роста выручки замедляются из-за существенного замедления темпов роста рынка в целом, согласен председатель совета директоров группы «Пульс» (входит в десятку крупнейших дистрибуторов лекарств) Эдуард Нетылько. Все игроки ставят для себя планы, как правило, превышающие рост фармрынка, - это приводит к усилению конкуренции, объясняет он.
В 2013 г. рынок вырос только на 7% - это минимальный рост за последние 10 лет, говорит руководитель «IMS Health Россия и СНГ» Николай Демидов. В I квартале благодаря эпидемии гриппа рынок вырос на 18-19%, но во II и начале III квартала рост замедлился: розничный сегмент (т. е. продажи лекарств в аптеках. - «Ведомости») по итогам года прибавил 10%, госпитальных закупок - не вырос вообще, рассказывает Демидов. Гендиректор другой аналитической компании - DSM Group - Сергей Шуляк не согласен: в 2013 г. рынок вырастет примерно на 13,5%, примерно так же, как и в прошлом году. При этом рынок растет в основном за счет увеличения цены и смещения спроса на более дорогие лекарства. Число проданных упаковок снизилось на 2,13%.
Конкуренция растет во всех сегментах рынка, передал через представителя Музяев, главная причина - стремление ряда дистрибуторов увеличить свою долю на рынке. Из-за этого, по его словам, им приходится снижать наценку, а это напрямую отражается на их доходности (этот показатель «Протек» пока не раскрывает).
Финская Oriola-KD (ей в России принадлежит фармдистрибутор «Ориола» и аптечные сети «Старый лекарь» и «03») в числе рисков работы в России называла жесткую конкуренцию, которая может привести к дальнейшему снижению валовой маржи в оптовом звене.
Конкуренция среди дистрибуторов лекарств особенно сильна на коммерческом рынке (т. е. при продаже в аптеках. - «Ведомости»), говорит Преображенский: возникают новые игроки, которые «отъедают» долю у традиционных оптовиков-лидеров. В числе таких игроков один из собеседников «Ведомостей» называет дистрибутора «Пульс». Группа «Пульс» в 2008 г. изменила стратегию: раньше она продавала лекарства региональным дистрибуторам, но те проигрывали конкурентную борьбу филиалам национальных компаний. С 2008 г. группа начала развивать собственную филиальную сеть и работать напрямую с розницей, рассказывает Нетылько, это привело к существенному росту товарооборота (на 90% - в 2012 г. и на 42% - в 2013 г.), позволило сократить операционные расходы и предложить клиентам низкие цены. По итогам 2012 г. DSM Group оценивает продажи «Пульса» в 35,6 млрд руб. и ставит эту компанию на 8-е место в рейтинге крупнейших дистрибуторов.
«Протек», по словам Музяева, для увеличения доходности дистрибуторского сегмента планирует работать над эффективностью компании в целом, ее логистических операций и ассортимента, а также планирует запустить несколько новых направлений. Каких именно, Музяев не называет.
В 2014 г. рынок вырастет примерно на 12%, считает Шуляк. Демидов ждет, что рост рынка будет на уровне 2013 г. Но этот прогноз, по его словам, может быть пересмотрен. Во-первых, цены на лекарства из списка жизненно необходимых и важнейших регулирует государство, во-вторых, падает курс рубля, объясняет Демидов. Падение курса должно привести к убыткам компаний, из-за этого они будут вынуждены поднимать цены на не входящие в перечень лекарства, но непонятно, как на это отреагирует потребитель, объясняет он.