Как следует из данных таможенной статистики, имеющихся в распоряжении «Ъ», в 2013 году в РФ было завезено 13,41 млн дал крепкого алкоголя (абсент, виски, водка, джин, кальвадосы, коньяки и бренди, ром, текила и другие ликероводочные изделия). Спад импорта к 2012 году незначителен - всего 1,2% (в 2012 году было поставлено 13,57 млн дал), однако начиная с 2009 года - разгара экономического кризиса - объемы ввоза в страну крепкого алкоголя росли. В 2009 году ввоз упал на 28,2%, до 8,46 млн дал, но в 2010-м составил 11,12 млн дал, в 2011 году - 11,8 млн дал.
Основной объем импортируемого в Россию крепкого алкоголя приходится на виски и водку - как раз их поставки в прошлом году показали спад (см. таблицу). Главным поставщиком водки в Россию в 2013 году, как и в предыдущие годы, являлся ТД «Мегаполис» (структура украинской Global Spirits, марка «Хортица»): его поставки увеличились на 3,7%, до 2,8 млн дал.
Но второй по величине импортер водки в Россию - компания «Национальные алкогольные традиции» (НАТ; входит в украинскую группу «Баядера»; водка «Хлебный дар») - за 2013 год снизила поставки вдвое, до 0,4 млн дал. Именно снижение поставок НАТ, у которой с середины 2012 года по середину прошлого года были проблемы с оптовой лицензией в России, негативно сказалось на общих объемах импорта водки.
В отличие от водки, импорт виски неуклонно рос начиная с 2009 года. Основным импортером виски в Россию является Diageo (марка Johnnie Walker) - в этой категории доля компании в прошлом году составила 31,66%. Из материалов таможенной статистики видно, что объемы поставок виски этой компании в прошлом году выросли примерно на 8% - с 1,2 млн до 1,3 млн дал. В то же время ее конкуренты - Bacardi Rus (Dewar`s) и Pernod Ricard (Chivas) - в прошлом году снизили импорт виски на 25%, до 0,6 млн дал, и на 15%, до 0,5 млн дал.
Гендиректор Simple (импортер алкоголя) Максим Каширин считает, что спад в импорте виски и других категорий крепкого алкоголя может объясняться ростом акциза, который в 2013 году увеличился на 33% (до 400 руб. за 1 л безводного спирта). «Это могло ощутимо сказаться на стоимости продукции из низкого ценового сегмента. Плюс влияет запрет на рекламу алкоголя, к чему иностранные производители пока не адаптировались»,- говорит он. Спад в импорте мог быть обусловлен и тем, что за годы роста рынок мог дойти до стадии насыщения. Руководитель направления корпоративных коммуникаций Наталья Щеняева считает, что говорить о насыщении рынка еще преждевременно, но подтверждает, что рост некоторых категорий несколько замедлился после положительной динамики на протяжении ряда лет.
Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз считает, что снижение ввоза импортного алкоголя может быть обусловлено тем, что в России за последние несколько лет увеличились объемы подделок известных импортных брендов. «Подпольные цеха есть практически в каждом крупном городе»,- говорит эксперт. По его оценке, если в 2009-2010 годах доля поддельного виски не превышала 10%, то теперь она не менее 20%. Прежде проблема контрафакта так остро стояла только на рынке водки, где доля нелегальной продукции, по оценкам производителей, в 2013 году могла увеличиться до 40%. Собственное российское производство крепкого алкоголя также сильно сократилось: выпуск водки упал на 12,3%, до 85,7 млн дал, выпуск коньяка - на 23,9%, до 7,4 млн дал (данные Росстата).
Вырос акциз и в этом году (на 25%, до 500 руб. за 1 л безводного спирта), а ослабление рубля уже привело к тому, что некоторые импортеры начали повышать цены. В частности, «Бастион-Нева» (импорт коньяков и вин) уведомил партнеров о повышении цен с 1 февраля, также могут поступить и Simple, не исключавший роста цен минимум на 10% в феврале-марте. В Diageo считают, что в 2014 году основные категории импортного алкоголя, в частности виски и ром, продолжат расти, хотя, возможно, несколько медленнее, чем раньше.
Олег Ъ-Трутнев