В 2013 году в гостиничную недвижимость в мире было инвестировано $46,7 млрд, что на 35% больше показателей 2012 года, свидетельствуют данные международной консалтинговой компании Jones Lang LaSalle.
По предварительным прогнозам, в 2014 году объем инвестиций может побить пятилетний рекорд и достигнуть $50 млрд.
Самым ликвидным рынком региона EMEA (страны Европы, Ближнего Востока и Африки) стала Великобритания, в которую инвесторы вложили $4,7 млрд. Второе место заняла Франция ($2,3 млрд), третье - Германия.
На этом фоне капиталовложения в российский гостиничный сегмент выглядят незначительными.
По оценкам компании S.A. Ricci, общий объем инвестиций в гостиничную недвижимость в России в 2013 году составил порядка $250 млн, и эта сумма пришлась всего на три сделки в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.
Крупнейшей из них стала покупка за $170 млн гостиницы Renaissance Moscow Olympic сетью Azimut Hotels Александра Клячина. По оценкам Colliers International, в 2012 году объем инвестиций в российский гостиничный сегмент составлял почти $800 млн.
«В основном снижение произошло в силу отсутствия в 2013 году аукционов, проводимых правительством Москвы, а также благодаря прошедшей в 2012 году крупной портфельной сделке по продаже гостиницы 'Интерконтиненталь Тверская' и проекта гостиницы 'Люкс' на Тверской улице», - поясняет директор департамента рынков капитала Colliers International Саян Цыренов.
На 2014 год эксперты дают более позитивный прогноз: количество сделок должно увеличиться на фоне растущего качественного предложения. По оценкам экспертов, московские проекты отличаются хорошей рентабельностью за счет дисбаланса спроса и предложения, которое может увеличиться.
«Многие проекты, отложенные во время кризиса и живущие только на бумаге в течение 2009--2010 годов, стали реализовываться и появляться на рынке в 2013--2014-м. Также дополнительный интерес к гостиничному сегменту вызван некоторым ослаблением спроса на офисном рынке, который привел к пересмотру концепций офисных проектов в пользу концепций гостиниц и апартаментов», - рассказывает директор департамента консалтинга и оценки, член совета директоров S.A. Ricci Яна Кузина.
«При этом следует заметить, что, несмотря на высокий интерес инвесторов, объем инвестиций остается сравнительно невысоким в силу отсутствия качественных активов, выставленных на продажу», - подчеркивает Цыренов.
В ближайшие пять лет в России к вводу заявлено около 13 тыс. новых номеров, подсчитали в компании Jones Lang LaSalle. Однако переходу к конкретике мешает специфичность отечественного рынка.
«Инвестиции в гостиничный рынок России более интересны для локальных игроков, которые понимают модель его работы. В России мало прозрачных сделок, отели продают за закрытыми дверями или на аукционах.
В офисном и торговом сегментах сделки проходят по-другому, на открытом рынке, и они хорошо задокументированы. Ситуация на гостиничном рынке должна измениться, чтобы инвесторы начали доверять самому процессу сделки и смогли понять реальную инвестиционную стоимость активов», - объясняет глава департамента гостиничного бизнеса Jones Lang LaSalle Дэвид Дженкинс.
В 2014 году рост инвестиций будет обеспечивать не только столичный, но и региональный рынок, куда выходят международные гостиничные операторы.
«Подтверждением этому служат выход порядка десяти гостиниц под управлением международных операторов на региональные рынки в 2013 году и планы по выходу еще не менее 15 проектов в 2014-м. Большая часть из них располагается в Сочи, однако значительный интерес для инвесторов также представляют города-миллионники, которые являются экономическими локомотивами регионов, - Екатеринбург, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Красноярск, Нижний Новгород и другие», - отмечает заместитель руководителя отдела исследований Knight Frank Russia & CIS Анна Швецкова.
По данным консалтинговой компании Colliers International, по состоянию на начало 2014 года показатель обеспеченности Москвы качественным номерным фондом находится на невысоком по сравнению с другими европейскими столицами уровне: около 2,6 номера на 1000 жителей.
В финансовых и деловых центрах Европы, таких как Лондон, Париж, Берлин, обеспеченность гостиничными номерами составляет 8--12 на 1000 жителей. При этом, по данным S.A. Ricci, средняя загрузка гостиниц в Москве составляет порядка 69%, что намного превышает европейские показатели.
Наиболее высокий уровень заполняемости отмечается в сегментах midmarket и upper midmarket, где среднегодовая загрузка превышает 77 и 73% соответственно.