Так, Нина (фамилию женщина просила не называть), работодатель которой аккуратно перечисляет ей зарплату каждый последний рабочий день месяца, то есть в данном конкретном случае 31 января, сообщила в редакцию, что деньги добрались до нее только в понедельник, 3 февраля, да и то во второй половине дня.
«У меня идет ремонт, я распланировала свои платежи и расходы, а тут такая неприятность! Да, я понимаю, проблема в том, что у меня и у фирмы, в которой я работаю, счета в разных банках, но раньше такого безобразия не было, - сетует женщина. - Я звонила в свой банк, и мне сказали, что они не виноваты, а виновата бухгалтерия…»
Из банка в банк переходя…
Мы обратились в банки, чтобы уточнить, как прошли первые дни работы по новой системе, которая называется Single Euro Paymets Area - сокращенно SEPA, не было ли задержек по платежам и перечислениям или жалоб от клиентов? Представители Swedbank и SEB-банка были лаконичны: все идет без сбоев и по отлаженной уже схеме.
Член правления Tallinna Äripank Валерий Харитонов высказался более развернуто: «Новая система только отлаживается, мы держим ситуацию под контролем, оперативно реагируем на проблемы, если они возникают. По части оперативности старая система была лучше, да и скорость перечислений замедлилась. Поэтому наша цель сейчас - обеспечить клиентов правильной информацией. Наши клиенты, к счастью, относятся к новшеству с пониманием».
Клиентам банков придется привыкать не только к более медленной работе банковской машины, но и к более длинному номеру расчетного счета. В течение этого года, пока продолжается переходный период, банки будут сами преобразовывать внутригосударственные расчетные счета частных клиентов в новую форму.
«Таким образом, ни один платеж частного лица не останется невыполненным, даже если вам известен только старый номер расчетного счета другой стороны. Банк поможет автоматически перевести его в форму IBAN», - пояснил представитель Эстонского банковского союза Олави Лепп.
Да, представители банков признают, что межбанковские платежные поручения замедлились. Если раньше расчеты производились десять раз в день, то начиная с февраля это происходит только пять раз. «Важно знать последний срок представления платежного поручения, чтобы платеж успел поступить клиенту другого банка в этот же день.
В разных банках это время различается. Как правило, последнее перечисление происходит между 15.00 и 16.30», - сказал руководитель отдела платежных и расчетных систем Банка Эстонии Михкель Ныммела. Видимо, как раз этот фактор не учла бухгалтерия нашей читательницы и элементарно не успела, что называется, на последний поезд.
Э-платежи маленькой э-страны
Председатель совета Фонда развития Эстонии экономист Райво Варе дал свою оценку происходящему: «Большинства людей нововведение вряд ли коснется, но тем, кому важна скорость платежа, стало неудобно. Представьте ситуацию, что вам нужно срочно заплатить штраф или выкупить горящую турпутевку! Раньше деньги уходили в секунду, а сейчас вы теряете драгоценное в буквальном смысле слова время.
Складывается впечатление, что на вас давят, заставляя выбирать срочный платеж, за который придется заплатить по специальному тарифу. Раньше регулировкой межбанковских платежей занимался Банк Эстонии, а теперь ваши деньги уходят куда-то в Европу, а потом возвращаются обратно и только после этого поступают на нужный счет. Даже в век Интернета это все равно происходит медленнее». Варе уверен, что для такой маленькой страны, как Эстония, это нововведение чрезвычайно неудобно.
О наличии еще каких подводных камней нужно помнить начиная с февраля? Это замена привычных за долгие годы прямых платежных поручений постоянными платежами по электронному счету. Для краткости их называют э-счетами.
Руководитель расчетного отдела Eesti Energia Трийн Хайдла попросила обратить внимание на то, что с февраля дата перечисления может измениться: «Мы советуем хотя бы в первые месяцы самим проверять в интернет-банке, снята ли у них сумма счета с расчетного счета к сроку платежа».
Дело в том, что Eesti Energia не владеет информацией относительно лимита постоянного платежа клиента и наличия у него договора об оказании услуги. Поэтому по вопросам, касающимся договоров о постоянном платеже, Хайдла попросила клиентов обращаться непосредственно в свой банк. Наверное, аналогичные проблемы можно обнаружить и при оплате других услуг.
Дмитрий, клиент Tele2, отправился в свой банк как раз для того, чтобы уточнить, как обстоят дела с его постоянным платежным поручением. «Впереди была очередь из тридцати человек! Я плюнул и пошел домой!» - сердится мужчина. Его можно понять: проблем, связанных с новой системой, много. И их нужно решать. И банкам, и предприятиям.