О том, что «Балтика» снижает емкость упаковки для своих брендов, говорится в письме президента компании Исаака Шепса партнерам (копия письма имеется у «Ъ»). Сокращение упаковки будет происходить в следующей пропорции: в ПЭТ-таре - с 1,5 л до 1,42 л и с 2,5 л до 2,37 л, в стекле - с 0,5 л до 0,47 л. «Данный шаг продиктован стремлением компании активно участвовать в формировании культуры ответственного потребления пива и борьбе со злоупотреблением алкоголем… Кроме того, таким образом компания влияет на замедление темпов роста цены пива на полке»,-- пишет господин Шепс.
Получение такого письма «Ъ» подтвердили в компании «Дикси». Там отметили, что пиво «Балтики» в новых размерах упаковки уже поступило в продажу. «Закупочные цены при этом остались неизменными»,-- заявили в «Дикси».
По словам представителя ритейлера, в новой упаковке компания отгружает марки Holsten, «Арсенальное традиционное», «Балтика кулер», «Балтика 3», «Большая кружка», «Жигулевское фирменное» и др. Вице-президент «Балтики» по корпоративным отношениям Алексей Кедрин говорит, что мера коснулась практически всех брендов, которые выпускаются в указанных форматах упаковки. «Предлагая чуть меньше пива за те же деньги, мы преследуем и цель стать более конкурентоспособными, так как сможем дольше удерживать прежние цены на нашу продукцию, чем конкуренты»,-- поясняет господин Кедрин.
В «Балтике» не скрывают, что пойти на снижение объемов упаковки компанию заставили «вызовы рынка»: по данным Росстата, в 2013 году производство пива в РФ сократилось на 8,5%, до 890 млн дал. Причины - ужесточение госрегулирования: акциз на пиво за шесть лет вырос в шесть раз - с 3 до 18 руб. за литр, в 2013 году введен запрет на продажу пива в нестационарной рознице (уличные палатки, киоски, ларьки) и по ночам. Датский концерн Carlsberg (ему принадлежит «Балтика») в годовом отчете прогнозирует, что в 2014 году рынок РФ может потерять еще 4-5%. У «Балтики», впрочем, получается даже увеличивать долю на падающем рынке: по данным Nielsen, в 2013 году с 38,3% до 38,6%. Из лидеров рынка нарастить долю удалось еще Heineken - с 13,1% до 13,7%, у Anheuser-Busch InBev (марки «Клинское», Bud) она сократилась с 14,7% до 13,9%, у Efes - с 15,1% до 13,3%.
Совладелец Московской пивоваренной компании (пиво «Жигули», «Хамовники») Евгений Кашпер говорит, что не будет снижать объемы упаковки, но уверен, что крупные пивоваренные компании последуют примеру «Балтики», стремясь отыграть снижение рентабельности бизнеса - она, по его оценкам, за последние пять лет упала в два раза. Представители Anheuser-Busch InBev, Heineken и Efes пока продолжают выпускать пиво в упаковках традиционных размеров, но не исключают, что могут рассмотреть решение о снижении объемов. «Для нас основным и конечным ценителем любого рода активности на рынке является потребитель. Давайте послушаем его»,-- говорит директор по корпоративным отношениям Anheuser-Busch InBev Андрей Ерин.
Пивоваренная отрасль, возможно, одной из последних пошла по пути снижения объема упаковки, отмечает директор по корпоративным отношениям Heineken Кирилл Болматов. «Если посмотреть в магазине на самые разные товары - от шампуней до сахара, кофе и молока, то можно увидеть упаковки с емкостью 0,95 л, 0,372 л, или 89 г, и т. д.»,-- говорит он.
Олег Ъ-Трутнев