В пятницу вице-премьер Дмитрий Рогозин усомнился в необходимости создания в России производства канадских самолетов Bombardier Q400 в рамках СП с «Ростехом». «Стоит ли нам тогда разворачивать у себя производство самолетов Bombardier? Может, предпочесть европейский аналог?» - написал вице-премьер в своем Twitter, реагируя на решение Канады выслать всех российских военнослужащих из-за событий в Крыму.
«Ростех» определился с иностранным партнером по выпуску региональных самолетов лишь в середине декабря 2013 года после сложных переговоров. Госкорпорация также рассматривала аналогичный проект с ATR Aircraft (СП EADS и итальянской Alenia Aermacchi) по локализации производства ATR 72. В итоге «Ростех» выбрал Bombardier, и в 2014 году построит завод в Ульяновской портовой ОЭЗ. Bombardier внесет в СП интеллектуальную собственность и технологии, объем инвестиций составит $100 млн. Максимальная мощность - 24 самолета в год, к 2030 году СП должно выпустить 250 самолетов.
Представитель штаб-квартиры Bombardier отказался комментировать «политическую ситуацию» и не стал раскрывать детали переговоров с «Ростехом», но подчеркнул, что Q400 гораздо больше подходит для России, чем ATR 72. В «Ростехе» заявили, что сотрудничество с Bombardier «продолжается в соответствии с согласованным планом».
Источники «Ъ» в правительстве отмечают, что вопрос разрыва сотрудничества «Ростеха» и Bombardier пока «даже не обсуждался». Другой собеседник «Ъ» отмечает, что проект курирует Минпромторг, а «Дмитрий Рогозин отвечает за ВПК и, скорее всего, высказывание по Bombardier является его частным мнением». Источники «Ъ», знакомые с проектом, подчеркивают, что у российской и канадской сторон есть «обоюдный интерес» и «никаких предпосылок к сложностям, а тем более к пересмотру нет». Российским авиакомпаниям необходимы самолеты такой емкости, рассказал собеседник «Ъ», существующие пошлины на самолеты такого типа (18,9%) сдерживают закупки. В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) «Ъ» подтвердили, что компания не выпускает самолеты вместимостью меньше 70 кресел.
Источник «Ъ» в авиастроительной отрасли добавил, что самолеты меньшей вместимости всегда были интересны «Ростеху», который прорабатывал различные варианты, в том числе с участием иностранных партнеров. Еще один собеседник в отрасли отметил, что гораздо острее проблема сотрудничества России и Украины: под угрозой может оказаться выпуск не только Ан-148 и Ан-124, но и учебно-боевых Як-130 (двигатели для них выпускают российский «Салют» и украинская «Мотор Сич») и всех российских вертолетов, на которых стоят украинские двигатели.
По мнению главы аналитической службы «Авиапорт» Олега Пантелеева, предложение Дмитрия Рогозина скорее эмоциональная оценка, чем взвешенная позиция, за которой последуют жесткие решения, ведь и выбор в качестве партнеров европейцев не позволит избежать политических рисков. Он добавил, что если такой проект не делать в России, то придется закупать самолеты за рубежом, так как строительство собственных аналогов - отдаленная перспектива.
Но сложности могут возникнуть у других канадских проектов в России.
Канадский производитель автокомпонентов Magna и «Автотор» (собирает BMW, KIA и другие марки) в 2012 году договорились создать СП в Калининградской области на базе ООО «Magna Нижний Новгород 2», у которого есть соглашение о промсборке. Оно позволит «Автотору» получить таможенные льготы на ввоз автокомпонентов после 2016 года, когда перестанет действовать льготный режим Калининградской ОЭЗ. В рамках СП «Автотор» рассчитывает создать к 2020 году производства общей мощностью 250 тыс. автомобилей в год. Год назад президент «Автотор Холдинга» Валерий Драганов говорил, что инвестиции составят порядка 120-140 млрд руб., а уровень локализации производства к 2018 году будет на уровне 30%. Сейчас «Автотор» уже строит первую промплощадку для BMW.
Но, по данным источников «Ъ», профильные министерства не устраивает «длительный период крупноузловой сборки, на котором настаивает 'Автотор'». «Они хотят вести такую сборку 30 месяцев с момента активации соглашения, то есть почти до 2020 года, тогда сама промсборка теряет смысл, потому что она должна стимулировать локализацию»,-- говорит один из источников «Ъ». Другой источник «Ъ» в профильном ведомстве считает, что «пересмотр условий соглашения о промсборке с 'Автотором' и Magna с учетом сложной политической ситуации возможен, потому что вполне обоснованные экономические причины для этого уже есть». Он подчеркнул, что «бизнес-составляющая в этом случае будет первостепенна, а политика может стать катализатором». В Минпромторге заявили «Ъ», что продолжают «консультации с 'Автотором' по поводу параметров проекта», подчеркнув, что «настаивают на глубоком уровне локализации». Связаться с представителями Magna и «Автотора» не удалось, но источник «Ъ», близкий к «Автотору», заверил, что проект автокластера «идет полным ходом». У Magna в России уже есть четыре завода по выпуску автокомпонентов, еще один завод строится в Нижнем Новгороде. Источники «Ъ» уверяют, что к этим проектам «никаких вопросов нет».
Елизавета Ъ-Кузнецова, Егор Ъ-Попов, Иван Ъ-Сафронов