Но все это прекрасно до того момента, пока кто-нибудь не спросит, а есть ли у эстонцев данные научных исследований, подтверждающие ваши слова. И вообще, какая для эстонского общества польза от возможности ставить дигитальную подпись, и на сколько процентов могла бы вырасти экономика Германии, если бы половина ее населения начала использовать дигитальную подпись? Гм, вопрос хороший…
Эстония имеет уникальный в мире опыт нахождения в инфопространстве, и вместо того, чтобы составлять очередную хартию с порядковым номером 382, представители, прежде всего, т.н. мягких сфер, могли бы увеличить свою конкурентоспособность в понятиях и в рамках э-Эстонии.
Электронные выборы - да или нет? Пожилые люди и дигитальный рецепт? Большинство государств только философствует по данным вопросам, а мы можем предъявить реальный опыт.
Это всего лишь один пример того, как мы могли бы усилить свою слабую конкурентоспособность на международной арене. Аналогичные планы можно было бы разработать почти во всех сферах деятельности.
Например, в юриспруденции вместо того, чтобы заниматься экспортом профессионализма, сосредоточиваются на вопросах уровня «Ансип против Sõnumileht».
Наши юристы не смогли бы продавать за рубеж компетенцию права интеллектуальной собственности, поскольку у нас не хватает опыта, зато мир изголодался по консультациям, например, о том, как основать предприятие за 18 минут.
Значительная часть торжественной речи президента в честь годовщины республики была посвящена образованию и конкурентоспособности индивида. Чтобы успешно конкурировать на рынке и зарабатывать каждый месяц на 1000 евро больше, следует повысить стоимость часа своей работы примерно на 10 евро. За красивые глаза работодатели такого повышения не обеспечат. Необходима способность производить более высокую добавочную стоимость, нужно приобретать дополнительные умения и навыки.
Линнар Вийк когда-то предлагал сделать так, чтобы специалист любой сферы получал в рамках 10 зачетных академических баллов обязательную IT-подготовку по специальности. Таким образом, не менее 20 000 специалистов в год, уже находящихся на рынке труда, должны были бы пройти важную для своей сферы дополнительную программу.
Однако одного этого мало. Интеграция учебных предметов в Эстонии - это, скорее, пустые слова.
В университетах считают, что лучший способ подготовить молодых людей к жизни - это разделить между собой студентов с экономическими и техническими интересами, а тех, кто обожает дизайн, и вовсе упрятать в другой город. Кроме того, распространено убеждение о том, что лучший способ давать знания - это запирать учащихся в большом помещении на полтора часа.
Если хотим сохранить конкурентоспособность, у народа должны быть желание и возможность совершенствоваться. Государство могло бы поставить перед собой цель, чтобы не менее 100 000 человек ежемесячно зарабатывали в 2020 году на 1000 евро больше, чем сейчас, то есть, смогли бы повысить стоимость часа своей работы на 10 евро за счет повышения квалификации.
Министерство экономики и коммуникаций должно создать среду, которая способствовала бы достижению данной цели. Очевидно и то, что без радикальных изменений этой цели не достичь, и образовательные учреждения необходимо реформировать. Начать можно было бы, например, с некоторых университетов, которые пока еще ищут свою нишу.