В Москве появится новый вид офисов - флекс-спейсы, позволяющие открыть на территории офиса небольшое промышленное производство. Первые конторы с мини-фабрикой внутри появятся в составе транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Селигерская».
Соответствующий проект разработан ОАО «Мосинжпроект». Его реализация обойдется примерно в 1,8 млрд рублей. Об этом «Известиям» сообщил руководитель проекта Антон Татарчук.
- Флекс-спейсы будут представлять собой помещения с шестиметровыми потолками, площадь будет варьироваться от 100 до 10 тыс. кв. м. Эта территория будет позволять открыть на территории офиса небольшое предприятие, например по производству пластика, сборке мебели или, может быть, открыть медицинскую лабораторию, - рассказал Татарчук. - Всего под флекс-спейсы отведено около 45 тыс. кв. м.
По словам руководителя проекта, новый для России тип офисов популярен в Европе и наиболее оптимален для малого и среднего бизнеса. В настоящее время город ищет инвесторов, которые готовы будут вложиться в этот проект.
- Одним из плюсов флекс-спейсов является возможность продемонстрировать приглашенному в офис клиенту весь процесс производства - от начала до конца, - отметил Татарчук.
Также он сообщил, что планируется ввести ограничения на характер производства - оно должно быть безвредным. Ввод в эксплуатацию ТПУ «Селигерская» запланирован в ближайшие годы.
Председатель комиссии Мосгордумы по экономической политике Игорь Протопопов отметил, что флекс-спейсы успешно функционируют во всем мире, поэтому должны прижиться и в Москве.
- Ускорить привлечение инвестиций к этому проекту поможет присвоение статуса технопарка, который позволит снизить арендную плату, - предложил эксперт.
Протопопов также считает, что совмещение офиса и неспециализированного производства является наиболее оптимальным для малого бизнеса.
Председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы Gradient Alpha Павел Гагарин, напротив, уверен, что флекс-спейсы не будут пользоваться успехом.
- Почти наверняка возникнут проблемы с соблюдением пожарных, санитарных и экологических норм, - считает Гагарин.
Также эксперт предположил, что сотрудники офиса и производства будут мешать друг другу выполнять свои обязанности, а это скажется на качестве продукта.
В то же время руководитель «Моспроекта-5», экс-глава НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко проект одобрил.
- Разместить такие офисы на транспортном узле будет выгодно, ведь и клерки, и рабочие в большинстве своем передвигаются на метро, - отметил Ткаченко. - Кроме того, служащие не будут создавать дополнительной нагрузки на наземную транспортную систему.
Как ранее писали «Известия», на транспортно-пересадочных узлах, строительство которых начнется в Москве и области уже в ближайшее время, появится не только транспортная инфраструктура, которая позволит пассажирам с комфортом пользоваться несколькими видами общественного транспорта за одну поездку, но и торговые точки, кафе, медицинские пункты, комнаты отдыха и туалеты. Кроме того, на крышах некоторых ТПУ могут разместиться и площадки для вертолетного такси, которое уже начало осуществлять перевозки в области.