Стоимость акций, которые Goldman Sachs, JPMorgan Chase, Bank of America, Citigroup и Morgan Stanley выделили сотрудникам в виде отсроченных бонусов за последние пять лет, увеличилась за это время в 2,3 раза до $69 млрд, показывают расчеты WSJ. Всего банкиры получили 2,78 млрд акций, из которых 2,15 млрд уже перешли в их собственность.
«За последние два года бонусный пул увеличился более чем на 40% из-за того, что отсроченная компенсация, например акции с ограничениями, стала собственностью банкиров», - отмечает контролер штата Нью-Йорк Томас Динаполи. По оценке ведомства Динаполи, в 2013 г. бонусы банкиров увеличились на 15% до $26,7 млрд. Это рекорд с предкризисного 2007 года, когда бонусы достигали $33 млрд. Самих же банкиров из-за сокращения рабочих мест стало меньше. В конце декабря в Нью-Йорке их было 165 200, или на 12,6% меньше, чем до начала финансового кризиса.
Отсроченные бонусы - это посткризисное новшество, создающее прямую зависимость между результатами работы банкиров и их вознаграждением. До кризиса бонусы выплачивались деньгами, что стимулировало банкиров накручивать краткосрочные результаты в ущерб долгосрочным. Теперь банкирам приходится ждать по 3-5 лет, пока они смогут продать бонусные акции.
«Это вознаграждение не принесешь домой и не купишь на него еду», - говорит ветеран инвестбанковского сектора. В начале кризиса Barclays даже пришлось учредить программу кредитования собственных управляющих директоров. Некоторые из них брали ссуды на текущие потребности, говорят люди, знакомые с этим вопросом.
Но уже наступил срок, когда первые акции можно продать. В январе - феврале партнеры Goldman Sachs продали более 4,5 млн акций. В их числе был Кристофер Френч, отвечающий за бизнес по управлению средствами богатых клиентов в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. 27 366 акций принесли ему $4,52 млн. Операционный директор JPMorgan Мэтью Зеймс выручил за свои акции $4,2 млн.
Нью-Йорк готовился к снижению налогов, которые поступают в его бюджет от бонусов, отмечает Динаполи, но вместо этого получил дополнительные $100 млн.
«Мои клиенты с Уолл-стрит чувствуют, что дела у них поправились, и они хотят тратить деньги, - говорит президент риэлторского агентства Kleier Residential Мишель Кляйер. - Теперь у них есть бонусы, которые больше, чем они думали, и они тратят их на жилье». По словам Кляйер, осенью 2013 г. от одного банкира она получила заказ с бюджетом до $10 млн. Но после того как клиент получил бонус, он увеличил бюджет до $15 млн.
По оценке Johnson Associates, при бонусе в $1 млн банкир получает в виде отсроченных выплат 36%, при $3 млн - 48%.
По мнению Динаполи, отсроченные выплаты будут и впредь значимой частью вознаграждения банкиров: «В этом году их вклад был большим, и мы полагаем, что эта тенденция продолжится».
WSJ, 13.03.2014, Татьяна Бочкарева