Минкомсвязи вчера опубликовало проект новых правил оказания услуг телефонной связи. Одни из самых значительных изменений касаются формы уведомления сотовых абонентов о предстоящих изменениях тарифных планов. Сейчас операторы обязаны уведомлять абонентов об этих изменениях за 10 дней через СМИ, что «не в полной мере защищает права граждан», говорится в сообщении Минкомсвязи. Теперь министерство хочет, чтобы операторы предупреждали абонентов, подписанных на тот или иной тариф, об их корректировках за те же 10 дней, но уже с помощью sms: тогда человек гарантированно получит эту информацию и сможет решить, как действовать - то ли согласиться с изменением тарифа, то ли выбрать новый, то ли вовсе расторгнуть договор с оператором.
Сейчас операторы «уведомляют» абонентов об изменениях действующих тарифов в газетах, которые мало кто читает, или на своих сайтах, зарегистрированных как СМИ, так что получить эту информацию своевременно малореально, констатирует аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Абоненты, много лет сидящие на одних и тех же тарифах, как правило, приносят операторам высокий доход, объясняет председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Оповещение через sms он считает «единственной приемлемой формой коммуникации между оператором и абонентом».
Минкомсвязи обещало внести в правила оказания услуг соответствующие изменения еще в августе прошлого года, после того как Московский арбитражный суд признал незаконным одностороннее изменение тарифов «Мегафоном». «Мегафон» пытался опротестовать в суде решение Амурского управления Роспотребнадзора, оштрафовавшего оператора в декабре 2012 г. на незаметные для него 10 000 руб. Роспотребнадзор рассматривал жалобу абонента, который подписался на тариф с безлимитным общением внутри сети после пяти минут оплаченных звонков в день. «Мегафон» же впоследствии изменил этот тариф так, что после получаса безлимитных внутрисетевых разговоров в день за дальнейшие минуты нужно было платить. Абонент, обратившийся в Роспотребнадзор, узнал об этом только после того, как у него не осталось денег на счете.
Сейчас «Мегафон» уже технически готов к sms-уведомлениям об изменениях тарифов, но важно, чтобы клиенты не восприняли их как спам, говорит представитель оператора Юлия Дорохина. «Вымпелком», по словам его представителя Анны Айбашевой, уже рассылает sms-уведомления, хотя более удобным каналом информирования абонентов считает личный кабинет пользователя. А МТС с помощью sms сообщает абонентам не только об изменениях в тарифах, но и о платных допуслугах - контент-подписках или оптимизирующих опциях, говорит представитель оператора Дмитрий Солодовников.