Большое число нарушений связано с подключениями к сетям «Ленэнерго». Но, по мнению УФАС, заниматься этими делами должен Роспотребнадзор. Штрафы за подобные нарушения энергетиков составляют минимум 300 тысяч рублей.
«Для 'Ленэнерго' эта сумма не критична, но когда речь идет о второй-третьей жалобе и так далее - компания принимает меры по улучшению внутренних административных процедур. Штрафы 'Ленэнерго' платит исправно», - пояснил заместитель руководителя УФАС Петр Яковлев.
В ведомстве отмечают, что многие такие споры были разрешены «мирным путем».
«Хорошо зарекомендовал институт предупреждений, которые выдаются до возбуждения дела. В подавляющем большинстве естественные монополии их исполняют. Это эффективный институт - никто никого не штрафует, а нарушение устраняется. Снижается и административная нагрузка на бизнес», - говорит Вадим Владимиров.
Также антимонопольная служба планирует решить проблему «эксклюзивных» контрактов, которые Смольный заключает с подведомственными предприятиями. Городской закон позволяет чиновникам без конкурсов распределять бюджетные средства на транспортное обслуживание (исключительное право возить «слуг народа» было делегировано ГУП «Автотранспортное предприятие 'Смольнинское'), гостиничные услуги и общественное питание (принимать и кормить официальные делегации и иных гостей администрации разрешено исключительно Управлению гостиничного хозяйства и комбинату питания 'Смольнинский'), инженерные изыскания дорог, мостов и иных объектов (ГУП 'Ленгипроинжпроект'), праздничное оформление Северной столицы (ГУП 'Городской центр размещения рекламы') и другие работы. По иску УФАС арбитражный суд счел такую монополизацию незаконной, обязав губернатора внести соответствующие поправки в городской закон. Однако это до сих пор не сделано. Более того, дабы избежать конкуренции, то же автотранспортное предприятие 'Смольнинское' стало бюджетным учреждением.
В УФАС считают такую реорганизацию коммерческой организации ненормальной. По словам начальника отдела контроля органов власти Елены Асташенковой, материалы по автобазе уже направлены в федеральное ведомство. Также 'идет процесс понуждения исключить спорные нормы из закона'. 'На конкурентных рынках ГУПы должны действовать на общих условиях', - убежден Вадим Владимиров.