Стабильный рост ВВП в 2014 году будет обеспечен при условии инвестиций России и КНР - АБР

Аэропорт Анапы, порт Новосибирска и Мурманское пароходство включены в план приватизации



Топ-менеджеров 'АвтоВАЗа' проверят на полиграфе

Крупнейший российский автопроизводитель «АвтоВАЗ» вводит новую методику контроля за персоналом, направленную на исключение родственных связей с сотрудниками компаний-контрагентов. Как рассказал «Известиям» источник в автоконцерне, в рамках этой антикоррупционной программы сотрудники с правом подписи на документах будут проходить тесты на полиграфах.

Руководящий персонал и ведущие специалисты компании, занятые в подготовке и заключении контрактов с контрагентами, станут заполнять так называемые декларации конфликта интересов. По соответствующему приказу гендиректора «АвтоВАЗа» Бу Андерссона (есть в распоряжении редакции), в этих декларациях сотрудники ответят на вопросы о своих внешних интересах или активах, об имеющемся частном бизнесе, взаимоотношениях с госслужащими, а также о том, разглашали ли они когда-либо инсайдерскую информацию.

Руководитель подразделения может не согласиться с тем, что сотрудник, указавший наличие конфликта интересов, действительно его имеет. Если начальник всё же признает конфликт интересов у своего подчиненного, он вправе отстранить работника от принятия решений по вопросам,
касающимся конфликта интересов, пересмотреть его круг обязанностей,
перевести на другую позицию или ходатайствовать перед вышестоящим руководством о его увольнении. Кроме того, предполагается, что руководство завода предложит менеджерам пройти проверку на детекторе лжи.

- Данная мера направлена на исключение родственных связей между сотрудниками «АвтоВАЗа» и компаниями-контрагентами, - добавил источник «Известий». - Мера обсуждалась также на общем собрании сотрудников предприятия.

Оперативный комментарий пресс-службы «АвтоВАЗа» получить не удалось. Председатель профсоюзного комитета «Единство» Петр Золотарев подтвердил «Известиям» принятие новой антикоррупционной программы концерна.

- Профсоюзный комитет ОАО «АвтоВАЗ» «Единство» решил поддержать его идею, в соответствии с которой руководство автоконцерна стремится избавиться от коррупции и планирует наладить рациональное использование имеющихся ресурсов ОАО «АвтоВАЗ». Мы бы хотели участвовать в контроле за реализацией этих принципов, - сказал Золотарев.

Как сообщили в центре детекции лжи «Антей», кроме «АвтоВАЗа» к помощи полиграфов прибегал также другой российский автопроизводитель - КамАЗ.

- В числе наших клиентов КамАЗ, а также такие государственные компании, как «Сбербанк». Кроме того, федеральная структура «Гознак», Московская межбанковская валютная биржа, «Евросеть», «Уралсиб», МТС и другие. Стоимость разовой проверки сотрудника, которая занимает два-три часа, составляет около 3 тыс. рублей. Обучение собственного специалиста обойдется в 40-90 тыс. рублей, - сообщил «Известиям» руководитель центра детекции лжи «Антей» Юрий Харин. Цена самого полиграфа составляет порядка 200 тыс. рублей.

Прецеденты с использованием полиграфов на «АвтоВАЗе» уже были. В 2009 году тест на полиграфах прошли рабочие автопредприятия после того, как на территории одного из ремонтных цехов металлургического производства было найдено более 400 кг лигатуры, приготовленной к вывозу на сумму более 700 тыс. рублей. Сообщалось, что с помощью этой меры удалось прекратить крупные хищения активов предприятия.

Тем не менее о гарантированной эффективности детектора лжи говорить не стоит.

- На мой взгляд, это не эффективная мера для борьбы с коррупцией. Мало кого будут проверять действительно по таким подозрениям, больше похоже на формальности. Не помешало бы вводить такой метод в государственных организациях - может, чиновники станут бояться предполагаемой ответственности, - отметил глава «Проекта национального развития» Андрей Черепанов.

Новое руководство «АвтоВАЗа» (Андерссон назначен осенью 2013-го) могло таким образом подстраховаться не только от хищений на производстве, но и подготовиться к инициативе Госдумы по расширению прав миноритарных акционеров. В соответствии с ними меняются критерии, определяющие аффилированность акционеров. Если раньше к аффилированным лицам относили только родственников гендиректоров, то по новым правилам к ним могут отнести родственников членов совета директоров и правления. Вводится обязательное одобрение акционерами сделок с дочерними структурами, а также сделок с компаниями, в которых руководству принадлежит косвенно более 20%. При этом суды смогут определять аффилированность между участниками сделки.

В настоящее время «АвтоВАЗ» контролируется альянсом Renault-Nissan (эффективная доля в капитале завода превышает 50%), на госкорпорацию «Ростех» приходится блок-пакет, 25% плюс одна акция.