Пермь станет административным центром края

МФЦ Липецкой области получат 25 миллионов рублей из федерального бюджета



С кражей НДС из бюджета будет бороться робот

За три года ФНС должна дополнительно пополнить бюджет на 400 млрд руб. Выполнить задание сложно, признаются чиновники и ищут новые инструменты борьбы с уходом от налогов. В конце прошлого года ФНС начала по-новому бороться с одной из агрессивных схем кражи налогов из бюджета - незаконным возмещением НДС. Решение о том, какие заявления на возмещение налога являются сомнительными, принимает машина. Итоги ее работы стали известны «Ведомостям». Следующий шаг - борьба с куда более накладными для бюджета схемами завышения вычетов по НДС.

Как воруют НДС

Механизм кражи НДС из бюджета универсален: выстраивается цепь однодневок, через которые проходит товар, конечный покупатель предъявляет к возмещению из бюджета НДС, якобы уплаченный контрагентами (см. врез). В действительности же этот НДС в бюджет не поступал, а однодневки исчезли.

Масштабы схем уменьшаются, но это все еще бизнес, признает замруководителя ФНС Даниил Егоров: мошенники создают цепочки фирм-однодневок, рассчитывая на ошибку инспектора или на коррупцию. Документы обычно соответствуют формальным требованиям, а проводить тщательную проверку всех деклараций физически невозможно: нужно затребовать первичные документы, банковские выписки, опросить участников сделки, проверить реальность операций.

Машина для мошенников

До 2012 г. инспекция сама решала, кого проверить пристально, напоминает Егоров. Многие схемы строились на сговоре компаний и инспекций, вспоминает партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин.

В 2012 г. ФНС обобщила черты компаний, использующихся для махинаций, и составила для налоговиков портрет плохого налогоплательщика, которого нужно проверять внимательнее. Среди признаков - схема юридического адреса незадолго до возмещения, совершение налогового нарушения, информация о нарушениях, полученная от других госорганов или СМИ, говорит Егоров.

«Возмещенцев» разделили на три группы риска: зеленая зона - наименьшая вероятность махинаций, желтая - средняя, красная - наиболее вероятные участники схем (презентация ФНС есть у «Ведомостей»). Идея - отойти от ручного режима, снизить вероятность ошибки и коррупции, объясняет сотрудник налоговых органов.

С 2012 г. инспекции присылают в ФНС данные о подозрительных компаниях и ФНС уже указывала, кого следует проверить более тщательно, рассказывает Егоров. Признаки засекречены, это гостайна, продолжает он: инспектора не знают, почему компания отобрана для проверки, критерии, их вес постоянно меняются. С III квартала 2013 г. подозрительные компании выявляет машина.

Кого проверяют

Крупнейшие налогоплательщики в красную зону не попали, а крупных там почти нет, рассказывает сотрудник ФНС. Крупные компании можно проверить, они не исчезнут, у них есть активы, объясняет он: цель - отсеять тех, кто заберет деньги и убежит, а это, как правило, однодневки.

Автоматизация позволила обработать громадный массив деклараций. В 2012 г. в красной зоне было 704 декларации, в 2013-м - уже 2445. Темпы роста окончательного отказа в возмещении (после проверки решений инспекций всеми инстанциями, в том числе судами) увеличились с 11,2% в 2012 г. до 60,4% в 2013 г.