Сегодня: Понедельник, 14 Апреля

ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930




Производитель игровых приставок Nintendo займется продуктами для здравоохранения

Власти Москвы одобрили проект реконструкции Ледового дворца Вымпел



Демотивированного сотрудника надо лечить

Руководители озабочены нехваткой профессиональных и эффективных сотрудников. Тратятся немыслимые суммы на программы удержания и мотивации персонала, но эффект подчас низкий, а то и вовсе отрицательный. Почему?

Дело в том, что мотивационные программы хороши для слабо мотивированных людей, а в применении к демотивированным сотрудникам дают низкий эффект, а то и вовсе отрицательный.

Демотивированный человек подобен больному. Он страдает сам, заражает других и нуждается в помощи. В таком состоянии он не способен эффективно работать. Прежде чем побуждать его к трудовым подвигам, нужно помочь ему справиться с «болезнью». А для этого нужно уметь определить, насколько он «болен», и знать методы «лечения».

Десять вещей, которые обязан знать каждый карьерист →

Развитие демотивации происходит в три этапа: стресс - деморализация - отчуждение. Начинается все обычно с какого-то незначительного события, которое человек принял слишком близко к сердцу: некорректная обратная связь от руководителя, форс-мажор во время напряженной работы и т. п. Дальше события развиваются по двум сценариям: если стресс слабый, сотрудник самостоятельно с ним справляется; если существенный, сил на «исцеление» может не хватить. Представим, к примеру, менеджера по продажам, который больше года прорабатывал перспективного клиента. Сделка практически заключена, но в последний момент срывается. Столько времени и сил потрачено, и все рушится в один миг. Менеджер нервничает, переживает, чувствует растерянность.

Деморализация - следующий этап развития демотивации. Такой человек раздражен и обижен. Он ведет себя вызывающе, игнорирует указания руководителя, пытается искать виноватых. Самое страшное, что он может сделать, - вовлечь коллег. Негативные высказывания, распространение слухов, провоцирование конфликтов - все это вредит имиджу компании и стопорит работу.

Финальная стадия демотивации - отчуждение - знаменуется потерей смысла работы в организации. Сотрудник просто присутствует на работе, стараясь лишний раз не попадаться на глаза руководству и выполняя минимум задач.

Как же помочь человеку справиться с демотивацией?

Как только вы заметили первые симптомы стресса у сотрудника - нервозность, растерянность, - начинайте действовать. Побеседуйте с ним, позвольте выговориться. Помогите определить, в чем именно заключается проблема, дайте понять, что она решаема и вы готовы помочь найти решение. Но не переусердствуйте: пусть сначала он сам попробует справиться с ситуацией.

Двенадцать правил первого места работы →

Если сотрудник уже деморализован (агрессивно себя ведет, предъявляет претензии окружающим), ваша задача - наладить с ним контакт, помочь поставить новые цели, пересмотреть приоритеты. В случае ярко выраженной агрессии и деструктивной активности сотрудника, когда речь идет о спасении не только его самого, но и всей команды, изолируйте демотивированного сотрудника (отправьте в командировку или отпуск) и в его отсутствие поработайте с коллективом. После возвращения сотрудника вам предстоит сложный разговор.

Наконец, предположим, что остановить демотивацию не удалось и сотрудник переживает отчуждение. Будьте готовы к тому, что вывести его из этого состояния будет крайне сложно. Вам придется потратить невероятное количество сил, став для подчиненного не только коучем, но и фактически психотерапевтом. И даже с учетом этих усилий результат непредсказуем, и с большой вероятностью вам придется расстаться с сотрудником.

В случае если человеку удалось справиться с демотивацией, он возвращается в нормальное рабочее состояние, и вот тогда мотивационные программы будут своевременны и эффективны.

Автор - президент Samolov Group