Кто-то скажет: пока пассажирам неудобно. Но, согласитесь, устроить их с комфортом по сути на стройплощадке проблематично, а закрыть аэропорт невозможно. Главное - сложный период заканчивается, в аэровокзале наводят лоск. И каждый может оценить, насколько светло, просторно здесь стало, как современно выглядят интерьеры в стиле хай-тек с гармонично вписавшимися панорамными лифтами и эскалатором. Явно видно, как прирос квадратными метрами зал ожидания, а в зоне вылета, также получившей дополнительные квадраты, можно смело устраивать прогулки.
- Аэровокзальный комплекс остро нуждался в реконструкции: здание не отвечало международным стандартам обслуживания пассажиров, - рассказывает генеральный директор Национального аэропорта Минск Дмитрий Меликян. - Оно было нефункциональным по своей конструкции - очень узким в глубину. Создать все зоны, присущие международным аэропортам, было невозможно. Этим мы ограничивали себя в развитии, особенно учитывая постоянный рост пассажиропотока. Поэтому основной задачей, и она сейчас выполняется, стало расширение зон обслуживания пассажиров.
Кроме того, аэропорт имел сложности с организацией безбарьерной среды: людям с ограниченными возможностями было сложно перемещаться с этажа на этаж, так как отсутствовали лифты. Сейчас эти проблемы решены. В апреле к нам приходит амбулифт - специальный автомобиль, на котором будем доставлять на борт тех, кто не может самостоятельно передвигаться и тем более спускаться по трапу.
Поскольку современные требования более жесткие, необходимо было заменить освещение аэровокзального комплекса - прежнее действовало еще с советских времен, поставить систему кондиционирования, которой недоставало в здании. Также в ближайшее время устроим организованный въезд транспортных средств на привокзальную площадь и создадим стоянку для автомобилей.
- Это будет еще одна стоянка?
- Достраиваем альтернативную бесплатную стоянку чуть в отдалении от аэровокзального комплекса. Она будет неохраняемой. Это даст возможность выбора владельцу авто, который не хочет, допустим, платить деньги за оказание этой услуги.
- Организованный въезд, надо полагать, означает какие-то ограничения по времени пребывания провожающих на привокзальной площади?
- Да, такова практика всех международных аэропортов. Это необходимо, дабы не создавать транспортный коллапс. Ведь до сих пор есть любители оставить автомобиль на привокзальной площади и улететь на неделю-другую. Плюс вопросы, связанные с безопасностью. Единого регламента нет. В Москве, например, это время ограничено 15 минутами, в некоторых аэропортах - 20. Мы пока говорим о 30 минутах, но примем окончательное решение, когда программа поработает в тестовом режиме. Возможно, сократим время до 20 минут. Этого достаточно для того, чтобы проводить пассажира, помочь сдать багаж и освободить место для других провожающих. Не уложился в ограниченное время - придется заплатить на выезде.
- Будут ли быстрее обслуживать пассажиров?
- Безусловно. Полностью обновлена зона регистрации. Было 26 регистрационных стоек, после реконструкции их будет 45 - все выстроены фронтально, в свободном доступе, провожающий может помочь сдать багаж, и у каждой можно зарегистрироваться на любой рейс. Кроме того, дополнительно протестировали четыре так называемые стойки саморегистрации - тот, кто имеет только ручную кладь, сам подходит и регистрируется.
Имеем оптимальное количество выходов на перрон: как через телескопические трапы, так и по лестнице к автобусам - купили современные перронные машины. Кстати, оборудовав VIP-зал, не только создали пассажирам возможность индивидуального подъезда и выхода, но и увеличили на один гейт зону вылета - прирост площадей составил порядка 20 %. Ждем технику для доставки багажа по конвейерной ленте в воздушные суда, что сократит сроки загрузки и выгрузки. За счет всех этих мероприятий терминал по обслуживанию пассажиров увеличит свои возможности почти в два раза.
Особая гордость - новое багажное оборудование. Оно голландского производства, самое современное, позволяет автоматически сортировать багаж и направлять в нужное место. Для обеспечения безопасности создана пятиуровневая система контроля. Таким багажным оборудованием оснащались аэропорты Борисполь к чемпионату Европы по футболу, Сочи - к Олимпийским играм.
- Дмитрий Шаликович, успеете ли завершить всё намеченное к чемпионату мира по хоккею?
- Ставили задачу сделать к чемпионату комфортной зону обслуживания пассажиров. И месяц назад в основном завершили строительные работы. Теперь наводим порядок на привокзальной площади, готовимся высадить цветы, разбить газоны. Но на этом реконструкция не завершается, по проекту, она должна длиться в течение шести лет. Всё взвесив, планируем завершить ее полностью до 1 июля 2015 года.
К этому времени во всех гейтах появится международный сектор. Намечена модернизация грузового комплекса. Важный вопрос реконструкции - привлечение транзита пассажиров. Этого нам было сложно добиться, поскольку имели неразвитую транзитную зону. Сейчас пытаемся создать такие условия. Есть вопросы с фасадом, заменой остекления на нем. Словом, аэропорт еще будет видоизменяться.
Фото Сергея Пожоги