Автоперевозчика, завысившего стоимость проезда, оштрафовали в Приморье

Краснодарский край выделит столице региона 2 млрд руб на дороги



Банки доверяют своим клиентам

«Ъ» стали известны первые данные о том, насколько активно банки пользуются своим новым правом отказывать в обслуживании клиентам, чья деятельность может быть направлена на отмывание преступных доходов. Летом прошлого года вступил в силу новый антиотмывочный закон (134-ФЗ). Он позволил банкам не только отказывать действующим клиентам в проведении подозрительных операций, но и закрывать их счета после двух таких отказов в течение календарного года, а также вовсе не открывать счета.

По словам замдиректора Росфинмониторинга Павла Ливадного, на конец 2013 года служба зафиксировала около 10 тыс. отказов банков в проведении операций. Однако случаев применения крайней меры, когда бы банки закрывали счет клиента или отказывали бы в его открытии, в Росфинмониторинге насчитали не более 100. «Правда, эта цифра не учитывает еще одну форму вытеснения криминальных клиентов, когда банк рекомендует клиенту самостоятельно закрыть счет, не делая это в принудительном порядке - о них банки перед нами не отчитываются»,- отмечает господин Ливадный.

Сопоставить эти данные с динамикой отказа банков от работы с подозрительными клиентами нельзя, вести подобную статистику в Росфинмониторинге начали лишь с момента внесения изменений в «антиотмывочное» законодательство. Однако в самой службе эти показатели называют «всплеском». «После получения права отказывать клиентам банки начали чистить свою клиентскую базу и избавляться от тех, кого давно не могли выпроводить»,- отмечает Павел Ливадный.

Впрочем, эксперты воодушевления Росфинмонторинга не разделяют: на фоне общего объема проводимых банками операций получается, что банки практически безоговорочно доверяют всем своим клиентам. По словам руководителя службы внутреннего контроля в банке из топ-20, только в одном крупном банке ежедневно проводится более 100 тыс. клиентских операций. По словам представителя банка топ-50, банки, которые зарабатывают на проведении сомнительных операций, не отказывают клиентам и не передают никаких сообщений в Росфинмониторинг. «Те же банки, которые дорожат репутацией и не хотят связываться с явно сомнительной клиентурой, идут по уже проверенному пути: дипломатично предлагают клиенту закрыть счет по собственной инициативе»,- уточняет он. По его подсчетам, таких мягких отказов без передачи информации в Росфинмониторинг гораздо больше - как минимум десять в месяц только у крупных банков.

В Росфинмониторинге также полагают, что в дальнейшем статистика по отказам будет демонстрировать тенденцию к понижению. «Сохранение подобной динамики лишь будет свидетельствовать о том, что банки не стремятся к соблюдению одного из основополагающих принципов FATF 'знай своего клиента', а отказывают всем подряд, лишь бы избежать претензий к соблюдению антиотмывочного законодательства со стороны регулятора»,- уверен господин Ливадный. Впрочем, и здесь банкиры придерживаются иного мнения: на их взгляд, по итогам года активность банков в отказах и закрытиях счетов все же вырастет. «Несмотря на то что закон вступил в силу еще летом прошлого года, нормативные акты ЦБ, которые предоставили банкам механизм расторжения договоров обслуживания в одностороннем порядке, были разработаны лишь к концу ноября. А значит, для накопления статистики было не так уж много времени»,- отмечает зампред НСФР Александр Наумов. «Да и чистка клиентской базы еще не завершена», - заключает один из банкиров.

Ольга Ъ-Шестопал