Мощности модернизированных заводов, по словам Анатолия Воронина, аналитика международного финансового холдинга FIBO Group, смогут полностью закрыть потребности Казахстана в светлых нефтепродуктах (бензине и дизельном топливе), что позволит отказаться от его импорта до 2022 года. Также эксперт не отрицает возможности того, что одновременно можно будет говорить об экспорте продукции этих НПЗ на рынки соседних стран.
Так, модернизация и реконструкция Шымкентского НПЗ (ШНПЗ) была начата в 2011 году, закончится в 2016-м. Реализация проекта по модернизации и реконструкции ШНПЗ запланирована в два этапа. Первый этап направлен на обеспечение выработки моторного топлива по экологическим стандартам Евро-4 и 5 к 2016 году. Второй этап направлен на увеличение глубины переработки нефти до 90% и проектной мощности по переработке нефти до 6 млн тонн в год, а также на реконструкцию объектов общезаводского хозяйства.
В рамках модернизации ШНПЗ предусмотрено строительство установки изомеризации нафты мощностью 600 тыс. тонн в год, которая позволит снизить воздействие на окружающую среду за счет усовершенствования процесса выработки высокооктанового бензина и применения в производстве современных технологий. Ожидается, что уже в 2016 году завод осуществит переход на производство качественного и безопасного высокооктанового бензина, соответствующего экологическим классам К4 и К5, согласно требованиям технического регламента Таможенного союза.
На сегодня по ШНПЗ разработано технико-экономическое обоснование и получено заключение государственной экспертизы и всех необходимых госорганов РК. А также ведется разработка проектно-сметной документации. Сметная стоимость проекта по ТЭО составила $1,6 млрд.
В итоге к 2017 году ШНПЗ будет выпускать в год: автобензина - 35,2% от общего объема производства в стране, дизельного топлива - 32,9%, светлых нефтепродуктов - 74,6%. В 2013 году относительно 2012 года ШНПЗ увеличил нефтепереработку на 2,2%, до 4,857 млн тонн. При этом выпуск бензинов в минувшем году в сравнении с предыдущим годом снизился на 0,7% - до 1,038 млн тонн, авиакеросина - на 15,9% - до 231,3 тыс. тонн. Выработка дизельного топлива по итогам 2013 года, напротив, выросла на 2,9% - до 1,376 млн тонн, мазута - на 7,3% - до 968,2 тыс. тонн, сжиженного газа - на 1,9% - до 148,3 тыс. тонн. В 2014 году завод планирует сохранить объем переработки нефти на уровне 2013 года.
Сегодня ШНПЗ производит несколько марок бензина, дизельное топливо, авиационный керосин и сжиженный углеводородный газ. По завершении модернизации этот перечень пополнит пропан-пропиленовая фракция, используемая для производства полипропилена. В будущем здесь планируют наладить собственное производство полипропилена с годовым объемом в 80 тыс. тонн.