Сейчас время перемен, и перемены будут очень быстрыми, как никогда в нашей жизни. Мы видим, как Детройт становится банкротом, а это был самый крупный город, где собиралась половина всех производимых машин для всего мира. Это был город с 2 млн жителей, а сейчас там живет меньше 0,5 млн человек. Ошибка Детройта в том, что у города не было понимания, что ждет его в будущем, не было плана развития.
Сегодня очень популярна теория Ричарда Флорида, который говорит, что для больших городов очень важно притягивать креативный класс людей, они приобретают все большее значение в развитии городов. И важно создавать комфортные условия в городах, во всем мире существуют рейтинги городов по уровню комфорта.
Мы в первый раз в истории, наверное, находимся в ситуации, когда не компании привлекают людей в локацию, а, наоборот, компании привлекаются наличием квалифицированной рабочей силы, наличием таланта в этой самой локации. И на сегодняшний день инновации производятся не большими транснациональными компаниями, а в большей степени маленькими компаниями-стартаперами, которые берут идею, делают из нее продукт и инновацию. Пару месяцев назад один из основателей Scype приехал в Берлин и встретился в кафе с шестью новыми компаниями-стартапами. И в тот же день проинвестировал 100 млн евро в стартапы. Сегодня основная масса инвесторов - уже не большие компании-динозавры, а такие маленькие динамичные игроки. И сегодня важно это самое качество жизни, а также план того, как город себя позиционирует в будущем.
Каждая компания в мире имеет свой план развития, например Intel, который производит микропроцессоры, у них есть «дорожная карта» на следующие 20 лет, где они пытаются спрогнозировать развитие технологий и построить свою деятельность. Некоторые японские компании имеют «дорожную карту» на следующие 100 лет. Но почти ни один город мира не имеет «дорожную карту» даже до 2050 г.
Для того чтобы Москве не повторить историю Детройта, а стать одним из сильнейших городов и мегаполисов Европы, нужно посмотреть 2050 г. и спрогнозировать, что происходит. Надо понимать, какие перспективы у российской столицы, и думать не только о сегодняшнем дне. Например, в 2010 г., если вы помните, было аномально жаркое лето, и в том году в Москве умерло 55 000 человек. В 2050 г. такие погодные условия будут уже нормальными условиями лета для Москвы. И, конечно, мы должны уже сейчас начать готовить город к таким сценариям. Огромная проблема - это сточные воды. Сегодня в дни, когда идет дождь, Москву фактически затопляет, и в будущем будет все сложнее, поэтому надо решать такую проблему. Строительство новых дорог тоже не обязательно решает проблему города, потому что сейчас развиваются новые технологии, которые изменят мир и изменят потребность в той же самой дорожной инфраструктуре. Например, я недавно продал машину в Берлине. У меня есть такая карта, которая дает возможность взять в аренду одну из 3000 машин, которые стоят в разных местах города. И с этой карточкой самая удаленная машина находится всего в 200 м, где бы я ни был. За одной из семи компаний, которые предлагают подобную услугу, стоит Daimler. Это один из примеров, когда компания построила «дорожную карту» развития на основании анализа технологий, меняющих мир, попробовала предсказать будущее. То же самое надо делать в Москве. Москва могла бы стать городом, который нарисует «дорожную карту», подумать о своем будущем.