Орбитальная группировка системы «Глонасс» передавала неправильную навигационную информацию пользователям 2 апреля на протяжении около 11 часов (с 0.30 до 11.30 по московскому времени), сообщил «Интерфаксу» источник и подтвердили «Ведомостям» на условиях анонимности сотрудники Роскосмоса и Минобороны. Сбой произошел практически на всех аппаратах из группировки (в нее входит 29 спутников) из-за того, что на них были переданы неверные ориентиры, сообщает агентство. В итоге спутники неверно определяли свои собственные координаты и отправляли пользователям ошибочные данные об их местоположении.
По словам собеседника «Ведомостей» из Роскосмоса, отказ «Глонасс» произошел из-за «человеческого фактора», от которого не застрахован никто. Сбой не привел к серьезным последствиям, потому что подавляющее число навигационных устройств в России (в том числе и у военных) - это двухсистемные приемники «Глонасс/GPS», продолжает источник.
Сбои в работе «Глонасс» бывали и раньше, говорит заместитель гендиректора компании Omnicomm (занимается разработкой систем мониторинга транспорта и контроля за расходом топлива) Станислав Емельянов. Помимо многочисленных отказов отдельных спутников система в целом переставала передавать данные на несколько часов. Кроме того, в августе 2008 г. навигационный сигнал пропал на территории Абхазии и Южной Осетии. За время существования GPS сбоев в системе также было немало, но с ее развитием их число снижалось, отмечает Емельянов.
К федеральному оператору «Навигационно-информационные системы» («НИС Глонасс»), который внедрял «Глонасс» в крупные госструктуры и компании, никаких жалоб от пользователей по поводу работы навигационных устройств не поступало, заявила «Ведомостям» представитель оператора Татьяна Кулешова-Черноплекова. По ее словам, в этих устройствах внедрены чипы, принимающие сигналы «GPS/Глонасс», и отказ одной из систем не приводит к каким-либо негативным последствиям. У абонентов навигационного «СпейсТим холдинга» тоже не возникло проблем из-за дополнительно встроенного GPS, рассказывает гендиректор компании Алексей Смятских. Емельянов из Omnicomm рассказывает, что отключение «Глонасс» оказалось замечено лишь пользователями отраслевых профильных форумов. Так, о проблемах с навигацией, по его словам, сообщил сотрудник разработчика трекеров. Многие устройства его партнеров в различных регионах страны не могли определить координаты, жаловался он.
Представители Минобороны отказались от комментариев, а представители Роскомоса не ответили на запрос «Ведомостей».