Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» («Роад», объединяет большинство крупнейших дилеров) направила в Минпромторг письмо с предложением возобновить программу льготного автокредитования. В канцелярии ведомства подтвердили получение письма.
«Автомобильный рынок замер перед вероятным серьезным падением. <…> в условиях экономической неопределенности (стагнации), сценарий его развития будет во многом зависеть от своевременности принятия мер государственной поддержки», - говорится в письме на имя замминистра промышленности и торговли Алексея Рахманова (копия есть у «Ведомостей»). Рынок, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в январе - феврале сократился на 4% до 359 138 шт. (с учетом LCV).
Возобновление государственного субсидирования автокредитов по аналогии с программой 2013 г. выглядит логичной мерой, говорится в письме. Госпрограмма действовала с июля по декабрь прошлого года. С ее помощью было продано 276 640 автомобилей (80% - выпущенные в России). Государство компенсировало часть процентной ставки по автокредитам при покупке автомобилей стоимостью до 750 000 руб., объем обязательств бюджета составил 8,6 млрд руб.
Весь рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в прошлом году составил 2,78 млн штук (-5,5% к 2012 г.). Рынок начал снижаться с марта 2013 г. и показал рост только в декабре. Большую роль в этом сыграло как раз окончание срока действия госпрограммы льготного автокредитования, говорил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
«Роад» предлагает изменить параметры госпрограммы: ценовой коридор увеличить до 1 млн руб., а размер субсидии сократить с 2/3 до 1/2 ставки рефинансирования. По итогам 2013 г. на продажи 24 производимых в России брендов автомобилей стоимостью до 1 млн руб. приходится 46% авторынка, подсчитал «Роад»: в 2013 г. их было продано 1,29 млн штук. «Стимулирование потребителей субсидированными кредитами при расширении ценового коридора может обеспечить более динамичный рост рынка как в количественном (увеличение продаж автомобилей), так и в денежном выражении», - объясняет ассоциация.
Пресс-служба Минпромторга на запрос «Ведомостей» в течение четырех дней не ответила. Рахманов говорит, что письма не видел, а денег в федеральном бюджете на такую программу не предусмотрено.
В конце марта Минпромторг о возобновлении программы льготного автокредитования просили автопроизводители. Министерство не планирует возобновлять госпрограмму льготного автокредитования, ответил тогда министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Эта мера, объяснил он, рассчитана на поддержку производителей легковых автомобилей и LCV, а в этом году нужны меры поддержки сегмента коммерческого транспорта.
В январе вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что программа льготного автокредитования может быть возобновлена, если по результатам I квартала ситуация не будет улучшаться.
Сейчас, когда практически все стоки распроданы, предложение «Роад» как раз актуально - автомобили, подпадающие под действие программы, найдут своих покупателей: к тому моменту, как она может быть запущена, сезонные скидки на автомобили 2013 г. закончатся и модели, включенные в список, будут пользоваться наибольшим спросом, считает гендиректор «Автоспеццентр Ниссан на Ленинградском» Александр Кошелев. Предложения «Роад» выглядят разумными, а главное - своевременными: апрель и май будут очень непростым периодом, соглашается гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая. Большинство участников рынка и правительство ожидают падения рынка в 2014 г. до 10% и очевидно, что последствия будут не только для автодилеров, но и для финансового и страхового рынка, продолжает она.!--…-->