Такое мнение высказали опрошенные эксперты, комментируя предложение депутата Владимира Жириновского закрыть всю сеть McDonald's в России на фоне решения компании прекратить работу в Крыму, а также затем «заняться Пепси-колой».
«Я думаю, что, наверное, эта инициатива скорее контрпродуктивная, потому что многие иностранные компании, в том числе Pepsi и McDonald's, давно и успешно развивают свой бизнес в России, создавая тысячи рабочих мест и принося доход в нашу казну», - считает исполнительный директор «Русбренд» Алексей Поповичев.
Экс-министр сельского хозяйства РФ, владелец агрофирмы «Белая дача» Виктор Семенов возмутился самим подходом к проблеме. «Зачем (McDonald's уходить из России - ред. ИТАР- ТАСС)? Ради чего? То, что сейчас происходит, когда политика вмешивается в бизнес, это однозначно плохо», - заявил он.
Президент Федерации рестораторов и отельеров России (ФРиОР) Игорь Бухаров также не видит плюсов в том, когда «политика вмешивается в 'простую' еду».
Глава Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин назвал идею Жириновского «антиамериканизмом» и признал, что такой подход скорее повредит России. «Причем Россия пострадает больше, а США в меньшей степени», - добавил он. В случае введения такого запрета «сама компания эту ситуацию переживет, учитывая масштаб ее бизнеса», согласен с ним исполнительный директор «Русбренда».
Эксперты сходятся во мнении, что присутствие в России таких транснациональных компаний, как McDonald's, целесообразно для экономики. Такие сети позволяют создавать рабочие места, особенно в регионах, и являются источником инвестиций в стране. «Макдоналдс - один из старейших брендов в мире, который пришел в Россию уже очень давно и создал достаточно большое количество рабочих мест», - отмечает Бухаров. «Уход такой компании как McDonald's не только сократит большое количество рабочих мест, где по очень гибкому графику могут работать, в том числе и студенты, но и в целом нанесет удар по российскому потребительскому рынку», - вторит ему Поповичев.
Запрет деятельности McDonald's в России отразится не только на самой компании, он негативно повлияет и на инвестиционный климат в России в целом. Если санкции в отношении зарубежных компаний будут ужесточаться, то международные компании, в том числе McDonald's, будут пересматривать свои инвестиционные планы в России, выводить и продать активы, считает глава КонфОП.
Даже сам факт подобных заявлений со стороны федеральных политиков «вызывает вопросы со стороны инвесторов, заставляет их беспокоиться, и, наверное, не создает, в том числе, и хороший имидж для нашего государства за рубежом», - отмечает исполнительный директор «Русбренда».
Теоретически закон, который бы предполагал запрет работы в России таких сетей, как McDonald's, «в командном режиме» принять можно, считает доцент кафедры корпоративного и предпринимательского права РАНХиГС Геннадий Лаптев. Но он не понимает, что может стать формальным основанием такого решения. Это будет «не в правовом, а в политическом поле», отметил эксперт.
Но от такого решения пострадают российские граждане и российские компании. Это 35 тысяч сотрудников McDonald's, которые лишатся рабочих мест, и поставщики сети ресторанов. «У них российские поставщики мяса, 'Белая дача' поставляет им салат, зелень. То есть эта компания позволила серьезно расширить бизнес и для российских предприятий», - отметил глава «Русбренда».
Такая же ситуация и с Pepsi, которая не только производит газированные напитки, но и развивает российского производителя молочных продуктов «Вимм-Билль-Данн» (приобретен группой в 2010 году).
«Мираторг», поставляющий мясную продукцию сети, утверждает, что McDonald's «способствует развитию в России конкурентного рынка питания, поставляя качественные и безопасные продукты потребителям». А в целом поставщики, например, владелец «Белой дачи» Семенов, отказываются верить в возможность запрета работы McDonald's в России, выражая надежду, что инициатива Жириновского не получит продолжения.
«К этой инициативе надо относиться ровно так же, как и к предыдущим инициативам, как, например, по ограничению рождаемости. Нужно понять и простить», - заключил глава КонФОП Янин.
О закрытии ресторанов McDonald's в Крыму, которые относились к украинскому бизнесу компании, стало известно 3 апреля вечером. Рестораны закрыты «в связи с производственными причинами, не зависящими от нас», заявили в McDonald's, не детализируя, какие это причины.
Эксперты предполагают, что компании в ситуации с Крымом можно только посочувствовать. Глава Федерации рестораторов считает, что к решению о закрытии ресторанов на полуострове McDonald's подтолкнула необходимость минимизации убытков. «Они закрыли предприятия в Крыму, чтобы не закрыть просто все остальные предприятия на Украине», - считает Бухаров.
Источники в отрасли, знакомые с решением McDonald's, утверждают, что сеть практически столкнулись с невозможностью завозить в Крым с территории Украины продукты питания и все составляющие меню своих ресторанов.
Крымские власти отреагировали на уход McDonald's спокойно. «С теми компаниями, которые хотят работать на территории Республики Крым, мы с удовольствием будем сотрудничать. Те, кто не хотят работать, это их вопросы», - сказал министр финансов Крыма Владимир Левандовский.
«Трагедии, если McDonald's уйдет, все же нет, так как свято место пусто не бывает», - отметил глава федерации рестораторов Игорь Бухаров. При этом он не исключил, что на рынок Крыма может выйти российское подразделение международной сети.
McDonald's в России не комментирует такую возможность.
«Мы надеемся, что вскоре снова сможем открыться», - говорилось в официальном заявлении McDonald's о закрытии ресторанов в Крыму.