Количество поисковых запросов к «Яндексу» с мобильных устройств составило в 2013 г. 14% от всех запросов, говорится в годовом отчете компании, опубликованном на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). В 2012 г. этот показатель составлял 10%, в 2011 г. - 6%. Темпы роста числа запросов с мобильных устройств выше, чем со стационарных компьютеров, говорится в отчете.
Рост количества поисковых запросов с мобильных устройств может оказать давление на рентабельность бизнеса, предупреждает «Яндекс». «Ранее увеличение этого показателя не влияло серьезно на наши цены, выручку и рентабельность, однако мы видим, что в будущем это может оказать небольшое влияние», - говорится в отчете. В октябре 2013 г. в одном из сообщений SEC «Яндекс» предупреждал о риске, связанном с переходом пользователей на мобильные платформы: бизнес может пострадать, если компания не сможет создать достаточно сервисов для наиболее популярных платформ.
Более детальных прогнозов компания не дает. Но в разделе, касающемся отношений с сайтами-партнерами, «Яндекс» подробно рассказывает о том, почему от роста партнерской сети страдает рентабельность. «Рентабельность выручки, полученной от наших сайтов-партнеров, значительно ниже, чем от наших собственных сайтов, поскольку мы платим партнерам в среднем более половины доходов от размещения рекламы на партнерских сайтах», - объясняет компания.
«Яндекс» приводит данные о том, как падала его рентабельность в последние три года: с 35,1% в 2011 г. до 32,9% в 2012 г. и 32,5% в 2013 г.: падение связано прежде всего с ростом выплат партнерам. Доля рекламных доходов «Яндекса» от сайтов-партнеров выросла с 14,9% в 2011 г. до 17,4% в 2012 г. и 20,3% в 2013 г.
Компания ожидает, что в 2014 г. доля выручки от партнерской сети будет расти, что приведет к дальнейшему снижению рентабельности. Правда, основным драйвером падения этого показателя является не рост мобильного трафика, а прошлогоднее соглашение «Яндекса» с Mail.ru. С июля 2013 г. «Яндекс» с помощью своей системы контекстной рекламы «Яндекс.Директ» начал монетизировать поисковую выдачу Mail.ru. Ранее у Mail.ru было соответствующее соглашение с Google, компания также использовала и поисковые технологии Google, однако летом решила не продлевать контракт с американской компанией. «Mail.ru стала нашим самым значительным партнером», - констатирует «Яндекс» в своем отчете.
«Яндекс» прогнозирует и дальнейший рост расходов на трафик в связи с ростом числа партнеров по рекламе и по дистрибуции поиска. А усиление конкуренции может привести к ухудшению условий работы с партнерами - например, «Яндексу» придется платить им больший процент доходов.
В целом «Яндекс» ожидает, что, хотя его бизнес в будущем станет расти, темпы роста выручки будут снижаться. Это произойдет из-за усиления конкуренции на рынке, изменения природы пользовательских запросов, изменений на рекламном рынке и снижения темпов роста интернет-аудитории в России, говорится в отчете. Впрочем, похожий прогноз компания делала и по итогам 2012 г.