Государство предложило список российских городов, из которых с лета российские авиакомпании будут осуществлять субсидируемые перелеты в Крым. Субсидии не покроют перелеты из Москвы и Петербурга. Цена билета в одну сторону составит 2-7 тыс. руб. в зависимости от расстояния, такую же сумму авиакомпаниям обещает компенсировать государство. Но эксперты и источники «Ъ» в отрасли считают схему недоработанной: в частности, по ряду направлений затраты перевозчиков могут не окупиться даже с учетом субсидий.
Росавиация опубликовала проект списка из 16 российских городов, из которых этим летом авиакомпании должны совершать субсидируемые перелеты в Крым. В него входят Архангельск, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Кемерово, Киров, Красноярск, Нижневартовск, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Сургут, Томск, Тюмень, Уфа и Челябинск. Средняя стоимость перелета в одну сторону составит 2-7 тыс. руб. (с учетов всех сборов), в зависимости от длительности маршрута, перевозчик получит еще столько же в качестве субсидии. Стоимость билета на самый дорогой рейс из Иркутска - 6,8 тыс. руб. На прошлой неделе Минтранс определил размер субсидий для перелетов в Крым с Дальнего Востока и Калининграда. Билет из Якутска и Хабаровска будет стоить 8 тыс. руб., из Норильска - 6,8 тыс. руб., из Калининграда - 4,5 тыс. руб.
По прогнозам министра транспорта Максима Соколова, за счет программ субсидирования в этом сезоне пассажиропоток в Крым должен увеличиться с 425 тыс. пассажиров до 680-700 тыс. человек. Министр уточнил, что мощности аэропорта в Симферополе включают три терминала пропускной способностью 700-800 пассажиров в сутки каждый. В аэропорту также есть небольшой бизнес-терминал. Пассажиропоток в 2013 году составил 1,2 млн человек. Для сравнения, пропускная способность аэропорта Сочи - 3,8 тыс. пассажиров в час, в 2013 году город посетили 3,8 млн человек.
На участие в программе, помимо «Аэрофлота», уже заявились пять авиакомпаний, рассказал министр. В Росавиации «Ъ» пояснили, что в течение недели компании должны будут проинформировать ведомство о своей заинтересованности в выполнении субсидированных полетов по указанным маршрутам.
«Представленные маршруты выбраны по принципу максимальной возможности»,-- рассказал «Ъ» вице-президент Ассоциации туроператоров России Илья Уманский. Представители турбизнеса предложили 25-30 городов, исходя из численности населения, существующего пассажиропотока и наработанных чартерных программ. Как поясняет господин Уманский, ведомства отобрали те пункты, куда авиакомпании выразили желание летать. Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин пояснил «Ъ», что в качестве субсидируемых направлений предлагались Москва и Санкт-Петербург, но ведомства их отклонили. В Минтрансе это не комментируют. Традиционно, говорит господин Ромашкин, на две столицы приходится около 30% всего пассажиропотока в Крым, при наличии субсидий этот показатель мог бы значительно вырасти. При снижении стоимости авиабилета только на 20% турпоток увеличивается приблизительно в два раза.
В «Аэрофлоте» назвали проект «важным», так как стоит «задача сделать Крым конкурентоспособным направлением на фоне других точек, таких как Турция, Болгария». В «Трансаэро» заявили, что программа включает только рейсы из российских регионов, которых нет в расписании компании, и она в ней не участвует. В «ЮТэйр» отметили, что в весенне-летнем расписании выполнение рейсов по этим направлениям пока не запланировано. В «Сибири» (работает под брендом S7) отказались от комментариев.
Источники «Ъ» в отрасли считают, что проект требует доработки. Субсидироваться будет пассажир, а не рейс, замечает один из собеседников «Ъ» Такая схема уже действовала в программе субсидирования в Приволжском федеральном округе, но результате компании отменяли рейсы, так как отсутствие пассажиров делало перевозку нерентабельной, рассказал он. Сергей Ромашкин говорит, что рейс окупается, если приобретено порядка 60-70% билетов. Другой источник «Ъ» отметил, что неясно, все ли категории пассажиров будут субсидироваться. Еще один источник добавляет, что на внутренних перелетах действует НДС в размере 18%, что увеличивает цену перевозки, а иностранные лизингодатели могут счесть неприемлемыми риски при полетах в Крым и «приземлить» самолеты перевозчика. Независимый авиаэксперт Андрея Крамаренко считает, что при таких условиях компании получат убытки: по ряду направлений предполагаемые доходы авиакомпаний с учетом доплат государства вдвое ниже себестоимости.
Елизавета Ъ-Кузнецова