Мария и Кен Петерсон принимают гостей несколько раз в месяц. Петерсон, бухгалтер по профессии, любит устраивать для друзей дегустации спиртного: предлагает им на пробу одну-другую рюмку водки. Петерсоны просят гостей оценить напиток так же, как они оценивали бы вино. И подают они этот напиток не в охлажденном виде, а комнатной температуры.
Петерсоны покупают водку на заводе CHDistillery, который открылся полгода назад в Чикаго. Это первое спиртоводочное производство, созданное в Чикаго с момента принятия в 1919 г. закона, запрещающего продажу, производство и транспортировку алкоголя. На заводе изготавливают водку из спирта тройной очистки и другие спиртные напитки, сделанные из выращенной в Иллинойсе пшеницы и ржи. Здесь же, на территории завода, продают коктейли и небольшие порции закуски.
«Когда кто-нибудь из друзей пытается выпить водку залпом, мы говорим ему: нет, это слишком хороший напиток, - рассказывает Петерсон. - Мы обычно подолгу сидим, дегустируя вкус».
Апельсин, ваниль и перец
Водка - самый популярный спиртной напиток в США. Примерно четверть всех новых спиртных напитков, появившихся на американских прилавках в 2012 г., приходится на водку, показали исследования, проведенные чикагской аналитической компанией Technomic. С тех пор как многие штаты внесли послабления в законы об ограничении кустарного производства спиртного, на рынке появились сотни маленьких заводов. Они выпускают небольшие партии собственной водки и надеются занять достойное место рядом с крупными брендами, доминирующими на американском рынке спиртных напитков объемом в $5 млрд.
Водку изготавливают следующим образом: зерно, фрукты или овощи, содержащие натуральные сахара или крахмал, ферментируют. Потом полученную смесь очищают или подогревают, чтобы добиться как можно более высокого содержания алкоголя.
Большинство производителей очищают водку многократно, чтобы добиться крепости 190-proof, потом разбавляют ее водой до крепости 80-proof, т. е. до 40%. Многие затем фильтруют водку через древесный уголь.
Мелкие производители ввели церемонии дегустации водки. Эту модель они позаимствовали у небольших виноделен и пивоварен. Вкусы кустарной водки - а это, например, нотки апельсина, перца, ванили, ягод или даже карамели - едва ощущаются, их не следует путать с сильными вкусовыми добавками, которые вносят в водку известных брендов, чтобы увеличить объем продаж и оттенить ощущение жжения в горле после употребления крепкого спиртного.
«Разница между различными видами водки едва уловима», - говорит Тони Абу-Ганим, автор гида для потребителей водки «Очищенная водка» (VodkaDistilled), который проводит дегустации и мастер-классы по всей стране.
Только за последний год закон о разрешении устраивать дегустацию спиртного прямо на предприятии был принят в Коннектикуте, Род-Айленде, Миссисипи и Техасе, рассказывает Фрэнк Коулмен, вице-президент американского совета по алкогольным напиткам в Вашингтоне. Тем не менее организация дегустации на заводе остается незаконной в 18 штатах, включая Аризону, Флориду и Иллинойс, говорит он.