Заработать на Олимпиаде в Сочи могут Аэрофлот и мобильные операторы

В ВКО цены на продукты держат под контролем



YotaPhone для Чемезова

«Ростех» стал миноритарным акционером компании Yota Devices, в прошлом году выпустившей первый российский смартфон YotaPhone, сообщила вчера газета Financial Times со ссылкой на гендиректора Yota Devices Владислава Мартынова. Представители Yota Devices и «Ростеха» подтвердили это «Ведомостям», добавив, что долю в уставном капитале госкорпорация получила по соглашению с акционерами LTE-оператора «Скартел» (бренд Yota), заключенному при реструктуризации его бизнеса. Сделка была безденежной.

В 2011 г. Yota Devices, начинавшаяся как подразделение «Скартела» по разработке абонентских устройств, была выделена в самостоятельную компанию, 100% которой получила Wooden Fish Сергея Адоньева и Альберта Авдоляна. Им же на тот момент через компанию Telconet принадлежало 74,9% «Скартела» (остальными 25,1% владел «Ростех»). По условиям соглашения «Ростех» получал возможность через определенное время получить и в Yota Devices долю, пропорциональную доле в «Скартеле», рассказывает человек, знакомый с менеджерами этих компаний. Но подготовка юридически обязывающих документов на право владения 25,1% Yota Devices заняла время: нужно было оформить патенты и лицензии на устройства и т. п., объясняет собеседник, близкий к «Ростеху». К этому времени сам «Скартел» уже перешел в руки «Мегафона», а Адоньев и Авдолян стали сначала совладельцами крупнейшего акционера «Мегафона» - Garsdale Services Алишера Усманова (получили в нем 13,5%), а в октябре 2013 г. вышли и из этого холдинга.

Большинство опрошенных «Ведомостями» аналитиков затруднились подсчитать, сколько может стоить Yota Devices. Партнер нескольких производителей смартфонов считает, что компания может стоить около $5 млн, а пакет «Ростеха» в ней, соответственно, около $1,25 млн. Главный актив, который есть у Yota Devices, - команда менеджеров и разработчиков, считает он.

Отделившись от «Скартела», Yota Devices разработала и начала продажи первого российского смартфона YotaPhone с двумя экранами: сенсорным и на основе электронных чернил. Инвестиции в разработку YotaPhone составили несколько миллионов долларов, рассказывал ранее человек, близкий к Yota Devices. Мартынов говорил только, что затраты на разработку смартфона «в 4-5 раз ниже», чем были бы у крупных производителей на аналогичный проект.

YotaPhone был представлен в марте 2013 г., а в продажу поступил в декабре. За последующие два месяца Yota Devices сумела продать, по собственным данным, 12 000 устройств. Для сравнения: всего в IV квартале 2013 г. в России было продано 6,86 млн смартфонов (по оценке МТС, владеющей второй в стране розничной сетью салонов связи).

Первый аппарат Yota Devices ставил целью прощупать рынок, понять, на какого покупателя стоит ориентироваться Yota Devices, объяснял Мартынов «Ведомостям». В феврале 2014 г. компания представила уже второе поколение YotaPhone (на международной выставке World Mobile Congress в Барселоне) и это будет уже массовый смартфон, говорил он, обещая «серьезные» инвестиции в продвижение новой модели.

Новый YotaPhone поступит в продажу в IV квартале 2014 г., продавать его Yota Devices планирует в 20 странах (первая модель продается в пяти). Цена новой версии будет зависеть от стоимости моделей ведущих мировых производителей, которые появятся к концу 2014 г., - она будет не выше, чем у этих моделей, обещал Мартынов (уже выпущенный YotaPhone стоит в России 19 990 руб.).

У второго YotaPhone есть шансы занять небольшую нишу рынка, считает гендиректор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков, но для этого компании надо усилить продвижение и маркетинг смартфонов. Первый аппарат был «сырым», пользователи отмечали наличие недоработок, дебютировать на рынке с таким устройством крайне рискованно, рассуждает Кусков.