Обстоятельства назначения влияют на судьбу гендиректора, но не определяют ее - к такому выводу пришли консультанты The Boston Consulting Group (BCG) и Spencer Stuart, проанализировавшие карьерные траектории 400 американских гендиректоров, возглавляющих компании списка S&P 500. Акционеры понимают, что вновь назначенный гендиректор не выбирает контекст своего назначения. Статистика показывает, что ситуация кризиса чаще приводит к преждевременному уходу гендиректора, чем ситуация относительного благополучия, но ни у кого нет никаких гарантий ни в первом, ни во втором случае, выяснили в BCG и Spencer Stuart.
Вопрос срока службы
Исследователи поставили перед собой довольно простой вопрос: чем успешные гендиректора отличаются от менее успешных? К успешным отнесли тех, кто сумел продержаться на своем посту больше четырех лет, а к неуспешным - тех, кого отстранили от должности за неудовлетворительные результаты в течение первых трех лет. Анализировались три аспекта: во-первых, в каком контексте каждый из гендиректоров начал работать в данной должности, во-вторых, стратегические решения, принятые им, и, в-третьих, результаты, достигнутые гендиректором, а точнее, впечатление, которое оставили эти результаты.
Десять вещей, которые должен знать карьерист →
Оказалось, что опыт предыдущей работы гендиректором - скорее лишний груз. Лишь 12% успешных глав компаний, по статистике, имели такой опыт. Для сравнения: руководители-неудачники успели поработать гендиректором почти вдвое чаще (в 21% случаев).
Успешный гендиректор хорошо знает компанию, которую ему предстоит возглавить. В 43% случаев опыт работы эффективного руководителя внутри компании превышает 15 лет. Для неудачников этот показатель значительно ниже - лишь 29% из них могут похвастаться столь обширным опытом.
Десять способов оценить себя на рынке труда →
Что не мешает успешным гендиректорам с первого дня в новой роли действовать решительно и энергично. Например, по статистике, им удается достичь заметных результатов уже в течение первого года, пишут консультанты. В частности, успешным гендиректорам чаще удается: во-первых, добиться быстрого улучшения финансовых показателей (к примерам относят продажу непрофильных активов или улучшение логистики, приведшие к снижению складских запасов); во-вторых, разработать новые продукты или выйти на новый перспективный рынок (среди примеров - вывод нового здорового меню для сети ресторанов или новых секций в магазинах розничной сети); в-третьих, укрепить отношения с существующими клиентами или привлечь новых; в-четвертых, изменить HR-практики в компании с целью укрепления ответственности и повышения производительности труда; и, в-пятых, добиться заметного изменения корпоративной культуры.
Задают правильный тон
Одним из факторов, предопределяющих успех или неудачу гендиректора, исследователи назвали тон, который он задает своими первыми действиями или решениями. Ключевая характеристика такого тона, по словам консультантов, - спокойная уверенность в своих силах. Лучшие руководители довольно быстро определяются с планами, озвучивают их подчиненным, а затем находят в себе силы не отступать от взятых на себя обязательств. И наоборот, руководители-неудачники действовали неубедительно. Их решения выглядели набором случайных шагов, за ними не был виден план действий, многие их решения создавали устойчивое впечатление, что совершаются по учебнику, и, наконец, самое главное - руководителям не удавалось управляться с ожиданиями различных заинтересованных лиц. Другими словами, руководители-неудачники обещали сотрудникам, менеджерам, акционерам больше, чем могли выполнить.