На КАМАЗе в феврале введена 4-дневная рабочая неделя

«Роснано» продала долю в разработчике детекторов взрывчатки



В борьбу за студентов вступили отечественные платформы онлайн-образования

До конца апреля Высшая школа экономики откроет семь онлайн-курсов на международной образовательной платформе Coursera, подтвердили «Ведомостям» в пресс-службе НИУ ВШЭ. За полгода сотрудничества уже было запущено 12 образовательных курсов, на которые подписалось более 100 000 человек. Это в пять раз больше, чем студентов-очников в московском, нижегородском, петербургском и пермском отделениях ВШЭ, говорят в пресс-службе. Сейчас на своей персональной странице сайта Coursera Высшая школа экономики разместила курсы «Финансовые рынки и институты», «Основы корпоративных финансов», Public Economics, Core Concepts in Data Analysis, «История экономической мысли», «Основы микроэкономики», «Макроэкономика», Introduction to Neuroeconomics: how the brain makes decisions, «Теория отраслевых рынков», «Экономика труда», Understanding Russians: Contexts of Intercultural Communication и «Документы и презентации в LaTeX».

Чужие и свои

«Онлайн-образование развивается в России молниеносно», - считает Денис Конанчук, руководитель Центра образовательных разработок бизнес-школы «Сколково». - Такое явление, как MOOC (Massive Open Online Courses), стало настолько популярно пару лет назад, что газета The New York Times назвала 2012-й годом MOOC (The Year of MOOC). MOOC - самая известная на сегодня форма онлайн-обучения, хотя само онлайн-обучение начало распространяться еще в 1990-х». Он напоминает, что долгое время все проекты в этой области заключались в предоставлении доступа к видеозаписям лекций профессоров либо к электронной версии учебника. Следующим этапом было добавление возможности в автоматическом режиме проверять знания в виде тестов multiple choice. Все эти проекты изначально были нацелены на использование внутри вуза и получили взрывной рост популярности при развитии их до уровня массовых онлайн-курсов.

Пять крупнейших в мире платформ дистанционного образования →

По мнению Конанчука, в России онлайн-образование развивается давно, но пока что отсутствуют широко известные проекты: «Скорее всего, это связано с тем, что почти все существующие российские онлайн-платформы изначально были ориентированы на платное предоставление образовательных услуг и, следовательно, не претендуют на охват большой аудитории. Проекты, предоставляющие бесплатный доступ к качественным курсам, можно пересчитать по пальцам.

Десять способов оценить себя на рынке труда →

Из российских вузов, вступивших в сотрудничество с проектами в области онлайн-образования, эксперт выделяет Московский государственный университет (почти все стартовые курсы «Универсариума»), Высшую школу экономики, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский физико-технический институт (сотрудничество с Coursera), Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (сотрудничество с Uniweb и Hexlet). Также достаточно большое количество вузов выкладывают видеозаписи своих лекций в различные медиатеки. «Подобный формат, правда, постепенно теряет популярность: если студент будет выбирать между полуторачасовой видеолекцией и структурированным удобным курсом MOOC, то выбор будет очевиден - в пользу последнего. Единственный пример удачного формата длинных видео (из мировых образцов) - это TedX, но он основан на участии профессоров-звезд и применении специальных техник при съемке для удержания внимания просматривающих. В то время как большинство доступных в российских медиатеках видео - это часовая и более запись лектора со статичной камеры», - говорит сколковский эксперт.