Российские власти на фоне затягивания подписания соглашения с США по закону о налогообложении иностранных счетов американских резидентов (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA) могут предоставить банкам право отчитываться перед американскими налоговыми органами самостоятельно.
- Пока у нас с США контакты, можно сказать, сильно ограничиваются, в том числе в вопросах по FATCA. Во всяком случае, продвижения в части подписания соглашения пока не наблюдается. В этой связи мы намерены подготовить проект закона, который разрешал бы банкам представлять информацию о налогоплательщиках, имеющих американскую юрисдикцию, в американские налоговые службы. Чтобы банки могли непосредственно напрямую такую информацию предоставлять, - заявил глава Минфина Антон Силуанов.
По закону FATCA иностранные банки, работающие с американскими налогоплательщиками, должны заключить с налоговой службой США (The Internal Revenue Service, IRS) специальные соглашения. В соответствии с ними банки обязаны идентифицировать источники средств на счетах граждан США и отчитываться об этом перед IRS. Американские банки давно и регулярно предоставляют сведения о своих клиентах. Предполагается создать систему сбора информации об американских налогоплательщиках в глобальном масштабе. Если это требование не будет исполняться, американские налоговики могут принудительно удерживать 30% от сумм операций с участием американских контрагентов. Чтобы сократить риски, возникающие при заключении банками прямых соглашений с IRS, некоторые страны (Франция, Великобритания, Германия, Италия, Испания, Нидерланды, Швейцария и Япония) объявили о намерении заключить с США соглашения по применению FATCA на межгосударственном уровне. По этому же пути собиралась пойти и Россия, но заключительные согласования межправительственного соглашения с США затормозилось из-за ситуации на Украине и в Крыму. Если соглашение не будет подписано и банки до 1 июля 2014 года не получат соответствующий регистрационный номер и не будут признаны участвующими в FATCA организациями, то на них могут быть наложены санкции.
- По соглашению мы предполагали, что это будет делать налоговая служба налоговой службе. Теперь, коли соглашение пока в подвешенном состоянии находится, мы хотим, чтобы банки сами имели такое право - зарегистрироваться и представлять такую информацию, - отметил Силуанов. - Планирую обсудить со своими коллегами этот вопрос в ходе «двадцаточных» мероприятий (имеется в виду заседание финансовой G20, которое пройдет 10-11 апреля в Вашингтоне).
Один из банкиров на условиях анонимности заявил «Известиям», что оптимальным вариантом был бы обмен данными с IRS США через Федеральную налоговую службу (ФНС), поскольку российские кредитные организации фактически никого не знают в IRS. По словам собеседника, Минфин буквально расписался в том, что не может договориться с американскими налоговыми органами.
- Бизнесу по сути придется разбираться с проблемой самостоятельно: банки оставили один на один с налоговиками США, - отмечает другой банкир.
По словам руководителя аналитического управления Национального рейтингового агентства Карины Артемьевой, российским банкам в свете нововведения придется несколько усложнить собственные бизнес-процессы, реализовав механизм и процедуру передачи информации не через российского агента, а напрямую в IRS.
- Все операционные издержки такого взаимодействия, вероятно, тоже придется нести российским кредитным организациям (а не тому налоговому агенту, через кого предполагалось действовать изначально), - говорит Артемьева.
В то же время, по мнению начальника аналитического управления Банка БКФ Максима Осадчего, инициатива Минфина о предоставлении российским банкам права напрямую передавать информацию о счетах американских резидентов IRS, минуя ФНС, позволит устранить серьезную угрозу, нависшую над российскими банками. Ведь в случае непредоставления сведений IRS об этих счетах банки заплатят огромные штрафы - 30% дохода, полученного от американских источников.
- Действия Минфина - очень своевременный шаг. Новый законопроект заполнит правовой вакуум: сейчас у банков нет возможности делиться сведениями с иностранными службами по сбору налогов. У кредитных организаций появится несколько месяцев для того, чтобы договориться с IRS (американский аналог ФНС) о подключении к ее системе и таким образом избежать довольно болезненных санкций. Тем не менее брошенный Минфином «спасательный круг» может не решить поставленной задачи - сейчас никто не даст гарантий, что и здесь со стороны США не возникнет препонов. Беспрецедентная история с блокированием платежных карт российских банков может наводить на такие неприятные мысли. Могут найтись благовидные предлоги, которые не позволят банкам успеть наладить контакт с IRS, что многих заставит задуматься о сворачивании бизнеса по обслуживанию внешнеторговых операций, - говорит Станислав Савинов, аналитик по макроэкономике UFS IC.
- Речь идет о запасном варианте развития событий и изменении российского законодательства, - резюмирует заместитель директора юридического департамента Бинбанка Анатолий Корнев. - Однако взаимодействие каждого банка с американскими налоговыми органами в индивидуальном порядке - не самый эффективный вариант для российских банков. Было бы правильнее организовать это взаимодействие централизованно через российскую налоговую службу.