В IV квартале 2013 г. в России было продано 2,7-3 млн планшетов - таковы предварительные оценки аналитической компании ITResearch, рассказал «Ведомостям» ее аналитик Василий Мочар. За год этот показатель почти удвоился - в октябре - декабре 2012 г. россияне приобрели, по данным ITResearch, 1,5 млн планшетов. Их продажи быстро росли весь прошлый год, еще в I квартале планшеты обошли по количеству проданных устройств ноутбуки, следует из этих данных (по версии «Евросети», это произошло в мае). И, подводя итоги III квартала 2013 г., ITResearch предсказывала, что до конца года планшетов будет продано больше, чем персональных компьютеров (и настольных ПК, и ноутбуков). Но этого, похоже, не случилось, говорит Мочар: настольных компьютеров в России за IV квартал было продано, по предварительным данным ITResearch, 1,1 млн, а ноутбуков - 2,1 млн.
Всего за 2013 г. россияне приобрели до 9,7 млн планшетов, говорит Мочар. Оценки «Евросети» и «Связного» гораздо скромнее - 7,2 млн. Мочар объясняет это разницей в определениях планшета: смартфоны-фаблеты с диагональю экрана до 6 дюймов вплотную приблизились по размерам к планшетам (один из самых популярных их форматов - устройство с диагональю в 7 дюймов), так что одну и ту же модель можно считать и смартфоном, и планшетом.
По оценке «Связного», половина всех проданных в 2013 г. планшетов пришлась на так называемые B-бренды (производители второго эшелона). Впервые в тройку лидеров рынка вошел бренд Prestigio (вслед за Samsung и Apple). Мочар говорит, что B-бренды в IV квартале в значительной степени «поработали на склад»: на них приходится большая часть складских запасов - 2-3 млн устройств по состоянию на 1 января 2014 г.
Для переходящего остатка в конце года норма - складской запас на 45 дней продаж, а 2-3 млн превышают ее более чем вдвое, говорит вице-президент «Евросети» по коммерции Виктор Луканин. Такой запас говорит о том, что продавцы переоценили рынок планшетов в декабре, а значит, в этом сегменте, и так не очень доходном, грядет снижение цены, рассуждает он.